Летом в России окупился лишь один отечественный фильм — комедия режиссера Марюса Вайсберга «Бабушка легкого поведения» с Александром Реввой и Натальей Чистяковой-Ионовой, известной публике как певица Глюкоза, сообщает «Коммерсантъ». По данным сайта Kinodata, «Бабушка...», которая вышла в прокат 17 августа, уже собрала в России и СНГ 264,5 млн руб. при бюджете в 60 млн руб.
Как рассказал президент «Каропроката» Алексей Рязанцев, картина пошла по стопам прошлогоднего летнего хита «Жених», который собрал в прокате 482,3 млн руб. «К чему мы, собственно, и стремились», — подчеркнул Рязанцев. Несмотря на то что конкурентное окружение картины оказалось выше ожиданий прокатчиков, Рязанцев надеется, что итоговый результат должен оказаться не хуже, чем у «Жениха». По его словам, сарафанное радио привлечет на фильм россиян, возвращающихся из отпуска.
На сайте «Кинопоиск» на основе более чем 5,5 тыс. пользовательских оценок картина получила рейтинг 5,5 «звезд» из 10.
По данным сайта «Кинобизнес сегодня», в стартовый уикенд (с 17 по 20 августа) «Бабушка легкого поведения» стала третьей, заработав 130 млн руб. В свой второй уикенд (с 24 по 27 августа) «Бабушка...», по предварительным данным, оказалась уже второй — с выручкой в 74 млн руб.
Причиной успеха фильма могла стать успешная реклама. На промо и маркетинг были потрачены «бюджетные по сегодняшнему времени» — по оценке Рязанцева — 40 млн руб., однако использованы, судя по всему, эти средства были с умом. К примеру, исполняющий в фильме главную роль Александр Ревва прорекламировал картину на популярном среди молодежи YouTube-канале «Дружко шоу». Он же еще в июне этого года явился на красную дорожку прошедшего в Сочи кинофестиваля «Кинотавр» в образе своей героини из фильма.
К слову, провал летнего сезона министр культуры Владимир Мединский объясняет именно слабым продвижением картин. «Почему рост доли российских фильмов находится в противоречии с содержанием?
Какой смысл снимать фильмы, которые никто не видит? У нас провальный сезон.
Вышел фильм «Холодное танго», плохо прошел. Или «Большой» — прокатался неплохо, но мог бы собрать больше», — возмутился Мединский на прошедшей на прошлой неделе коллегии Минкультуры. Бюджет картины «Холодное танго» составил 250 млн руб., однако в прокате картина собрала лишь 24 млн руб. Ситуация с фильмом Валерия Тодоровского «Большой» выглядит лучше, но не намного. История о русском балете собрала 234 млн руб., но обошлась создателям в 370 млн.
Министр культуры назвал сезон провальным не для красного словца — из 47,5 млн российских зрителей, посетивших кинотеатры в период с 1 июня по 20 августа, посмотреть отечественные фильмы пришли только 1,781 млн человек. Это 3,7% от общего числа зрителей. Со сборами ситуация примерно такая же — российским картинам досталось только 3,6% от общего числа собранных кинотеатрами денег. Однако в прошлом году все было еще хуже: тогда на российские фильмы пришлось всего 2% летних киносборов, или около 250 млн руб., — сумма, которую в этом году картина Вайсберга смогла заработать «в одиночку».
Считается, что летний сезон — неудачное время для проката российских фильмов еще и по той причине, что в этот период внимание зрителей традиционно сосредоточено на голливудских блокбастерах.
К счастью для «Бабушки легкого поведения», главным конкурентом на первом для картины уикенде стал «Эмоджи фильм» и «Валериан» Люка Бессона, интерес к которым у российских зрителей оказался не самым большим.
Сочетание всех этих факторов, пожалуй, и стало причиной успеха «Бабушки легкого поведения», столь необычного с точки зрения статистики. До этого, по данным Kinodata, последний раз в летний сезон российское кино окупалось два года назад — в 2015 году кассу смогла собрать малобюджетная бурятская драма «Решала-2».
Пока 2017-й нельзя назвать хорошим годом для отечественного кинематографа. Кроме фильма Вайсберга в этом году окупились лишь три российских фильма. Среди них — блокбастер Art Pictures «Притяжение», снятый Федором Бондарчуком, комедия «Гуляй, Вася» и хоррор «Невеста». В отличие от «Бабушки...», все эти картины получили господдержку от Фонда кино. А вот поддержанные фондом летние релизы «Блокбастер» и «Сказ о Петре и Февронии» за счет проката не окупились. Несмотря на неплохие отзывы зрителей и критиков, криминальная комедия Романа Волобуева собрала лишь 11 млн руб. при бюджете 50 млн. А мультфильм смог собрать 49 млн при бюджете 140 млн руб.