После окончания заседания по делу режиссера и худруководителя «Гоголь-центра» Кирилла Серебренникова в Басманном суде была задержана помощница режиссера Анна Шалашова, которая начала исполнять песню Виктора Цоя «Перемен», когда Серебренникова выводили из зала суда.
Помимо этого, о своем задержании заявила литературный критик Анна Наринская. Она сообщила в своем фейсбуке, что была задержана в зале суда, поскольку вступила в спор с сотрудниками правоохранительных органов, производившими задержание Шалашовой.
«Новая газета» также сообщила о задержании двух мужчин, которые пели песню «Перемен».
23 августа столичный Басманный суд принял решение о мере пресечения для Серебренникова, обвиняемого в мошенничестве в особо крупных размерах. По версии обвинения, режиссер стал организатором хищения 68 млн рублей бюджетных средств, выделенных Министерством культуры РФ в 2011–2014 годах на реализацию театрального проекта «Платформа». По данной статье Серебренникову грозит наказание в виде лишения свободы на срок до десяти лет.
Следствие потребовало поместить Серебренникова под домашний арест,
аргументируя такой выбор меры пресечения тем, что режиссер может попытаться скрыться, повлиять на подчиненных, которые проходят по делу свидетелями, уничтожить улики.
С другой стороны за режиссера поручились десятки российских деятелей культуры. В частности, прямо на заседании Басманного суда было зачитано обращение Натальи Солженицыной — вдовы писателя Александра Солженицына. В обращении она подчеркнула, что Серебренников всегда отличался порядочностью и добросовестностью, которые вместе с личными качествами позволили достичь высоких результатов в работе. Вдова писателя поручилась, что Серебренников будет приходить на все необходимые следственные действия, а также заседания судов.
Также были перечислены другие поручители, в том числе режиссер Федор Бондарчук, телеведущий Андрей Малахов, писатель Людмила Улицкая, гендиректор Большого театра Владимир Урин, певец Филипп Киркоров.
Днем ранее с призывом к правоохранительным органам отпустить Серебренникова из-под ареста посредством СМИ обратились глава Центра стратегических разработок Алексей Кудрин, режиссер Павел Лунгин, председатель комиссии по гражданским правам Совета по правам человека при президенте России Николай Сванидзе.
Сам Серебренников отказался признать свою вину.
«В ходе допроса Серебренников не признал вину и фактически отказался от дачи показаний», — сообщил следователь во время заседания.
После допроса 22 августа правозащитник режиссера Дмитрий Харитонов сообщил, что Серебренников назвал предъявленное ему СК РФ обвинение абсурдом. «Кирилл Семенович Серебренников считает это обвинение абсолютно абсурдным, «Платформа» была проектом, который состоялся, на этот проект были потрачены те деньги, которые выделило государство», — сказал тогда Харитонов.
В итоге суд решил удовлетворить требования обвинения и поместить худруководителя «Гоголь-центра» под домашний арест. По словам присутствовавших на заседании, приговор зачитывался под крики «Свободу!», доносящиеся с улицы. После этого люди, собравшиеся возле здания Басманного суда, начали скандировать «Позор!». При этом во время заседания к зданию суда пришли несколько сотен человек, чтобы поддержать режиссера. Среди них присутствовали известные общественные деятели.
в отдельном репортаже
Серебренников был задержан 22 августа в Санкт-Петербурге, после этого режиссера доставили в Москву в Следственный комитет.
О возбуждении уголовного дела стало известно еще в конце мая 2017 года, когда прошла серия обысков — в рабочем кабинете Серебренникова в «Гоголь-центре», у него дома, а также у других лиц, причастных, по мнению следствия, к мошенничеству.
По этому делу ранее уже была задержана бывший главный бухгалтер организации Нина Масляева, а генеральный директор Юрий Итин помещен под домашний арест. Спустя месяц, в июле, был арестован бывший директор «Гоголь-центра» Алексей Малобродский.
При этом после задержания подчиненная Серебренникова Масляева признала свою вину и дала показания против режиссера, заявив, что он вместе с Малобродским разработали план хищения средств, выделенных на проект «Платформа».
«Итин, Серебренников и Малобродский с моей помощью производили обналичивание денежных средств, выделенных на проект. Впоследствии в финансовые отчетности по годам мною по согласованию с ними включались заведомо ложные данные», — рассказала обвиняемая на допросе.