В среду, 23 августа, Басманный суд Москвы отправил режиссера и художественного руководителя «Гоголь-центра» Кирилла Серебренникова под домашний арест до 19 октября. Режиссеру запретили переписку, телефонные переговоры, встречи и выход на улицу без разрешения следователя. Серебренникова задержали в ночь 22 августа и обвинили в организации хищения 68 млн руб., выделенных компании «Седьмая студия» на проект «Платформа».
На задержание Серебренникова западная пресса отреагировала более чем громко:
многие издания не ограничились новостными заметками с перечислением фактов о деле «Седьмой студии» и посвятили худруку «Гоголь-центра» большие полемические статьи.
В выражениях иностранные журналисты тоже не стеснялись: в отличие от российских СМИ, западные издания выпускали материалы под громкими заголовками «Человек, которого боится Путин» (Die Welt), «Великие войны в русской культуре выходят на первый план» (The Economist), «Режиссер-критик Кремля арестован» (Der Spiegel).
Описывая хронологию задержаний и допросов сотрудников «Гоголь-центра» и «Седьмой студии», западные журналисты неизменно приходили к мысли о том, что Кирилл Серебренников был арестован за «инакомыслие», и надолго задерживались на том, какой бурей несогласия и критики в адрес власти должны обернуться эти события.
Жертва репрессий и консервативных активистов
Вслед за российскими деятелями культуры, последние сутки активно комментирующими арест Кирилла Серебренникова, западные СМИ уместно встроили дело «Седьмой студии» в исторический контекст.
«Задержание Серебренникова, чьи постановки являют собой насмешку над официальной ложью, коррупцией и растущим социальным консерватизмом и остаются хитами уже много лет, знаменует собой первый с советских времен случай, когда директор театра сталкивается с официальными репрессиями», — пишет нью-йоркская газета Daily News.
Тон американского издания звучит по-приятному сочувствующе: так, журналисты отметили, что новость об аресте режиссера «пронеслась ударной волной через российское культурное сообщество».
Издание также упомянуло о том, что Серебренников имел личные контакты с «некоторыми членами российского правительства» и его театр получил щедрое государственное финансирование.
«Но в то же время режиссер подвергался частым нападкам жестких политиков и консервативных активистов, которые хотели отменить государственные субсидии для его постановок», — отметили в Daily News.
«Нуреев» против Путина
Британский журнал The Economist и вовсе выпустил пророческий материал: пять дней назад журналисты опубликовали большое эссе о балете Серебренникова «Нуреев», который был отменен Большим театром за три дня до официальной премьеры, — с подробным рассуждением о том, как российские политики используют искусство в своих целях. По мнению издания, эстетика в России — это тоже политика.
«Чтобы лучше понять, где идет битва в России, внимательно следите за сценой», — пишет The Economist.
Издание поясняет, что драма в Большом театре отражает более крупную игру в российской политике. «Президентские выборы грядут в 2018 году. Сторонники Кремля ожидают, что господин Путин перестроит свою команду и пересмотрит свою повестку дня в рамках подготовки к четвертому и, предположительно, окончательному исполнению обязанностей президента (если он не изменит Конституцию)».
Издание приводит цитату Александра Баунова — журналиста и главного редактора сайта Московского центра Карнеги. По его словам, главное противостояние в России сегодня идет не между властью и оппозицией, а между «теми, кто видит, что Россия интегрируется в глобальную современность, и теми, кто стоит во главе сопротивления этой современности».
The Economist пишет, что Серебренников как раз и олицетворяет собой первый лагерь, а его «Гоголь-центр» является одним из самых авангардных театров в Москве.
Однако режиссер и люди, подобные ему, вынуждены существовать рядом с совсем другим «культурным ландшафтом»: «Суровые законы нацелены против «гей-пропаганды». Русская православная церковь все больше влияет на культуру. Религиозные фанатики атакуют выставки, которые считаются «оскорбительными». В конце прошлого года одна такая группа плеснула мочу на выставку работ американского фотографа Джока Стерджеса, снимающего обнаженные портреты родителей и их детей. «Здесь нам не нужна европейская культура», — крикнул один вандал», — пишет The Economist.
Привет от Мейерхольда
Сайт американского телеканала CNN тоже сконцентрировался на политической подоплеке ареста Серебренникова — но не собственным голосом, а цитируя тех, кто находится ближе всего к эпицентру событий. Так, издание привело высказывание Андрея Савельева, продюсера, коллеги и друга Серебренникова. Савельев заявил, что люди чувствовали, что Серебренников был под прицелом из-за его «неудобной и не соответствующей идеологии» работы.
Кроме того, издание привело высказывание актрисы Лии Ахеджаковой, в котором она провела параллель истории Серебренникова с судьбой другого затравленного властью режиссера — Всеволода Мейерхольда, репрессированного в 1940 году:
«Не понимаю, что же будет дальше? Наверное, поползем на коленях к царю-батюшке».
«После обыска у него [Cеребренникова] же отобрали зарубежный паспорт, они же такие хитрые, каких свет не видел, у них опыт колоссальный: вспомните Мейерхольда или Мандельштама, даже Есенин — в пытках умер», — цитирует актрису CNN.
Борец с цензурой и гомофобией
Западные журналисты не забыли упомянуть, что Серебренников — величайший российский режиссер, смелый и авангардный, поднимающий в своих работах темы политики и секса, что, на взгляд западных СМИ, редкость для России. Почему-то в каждой второй статье мелькали размышления о борьбе Серебренникова с цензурой и гомофобией:
в CNN вспомнили, как в 2015 году он защищал от нападок режиссера «Тангейзера» Тимофея Кулябина, которого пытались осудить за оскорбление чувств верующих.
Издание The Citizen отметило, что в 2012 году Серебренников был назначен возглавить «больной и непопулярный» театр советской эпохи, превратив его в современное место, которое теперь известно как «Гоголь-центр». «Он выступал против растущей цензуры в искусстве, в то время как его презирали консервативные круги, а российский министр культуры Владимир Мединский критиковал его интерпретацию классических произведений», — пишет издание.
Неплохой итог происходящему подвело немецкое издание Die Welt: «Вот он сейчас сидит в следственном изоляторе. Это похоже на то, что описал Джулиан Барнс в романе «Шум времени» о композиторе Шостаковиче. Времена, когда художники спали на чемоданах, откликаясь на каждый подозрительный шум, услышанный в прихожей, кажется, вернулись».