По фестивальной аллее идет троица в костюмах телепузиков, мужчины в балетных пачках и прочая пестрая толпа. Идут они без всякой конкретной цели — цель найдет их сама на одной из многочисленных сцен. Фестиваль Sziget в нынешнем году отмечает четвертьвековой юбилей, и первый же взгляд на происходящее на острове Обуда на Дунае доказывает, что праздник идет по плану. По информации от организаторов, людей в этом году сюда приехало меньше, чем в прошлом, но это совершенно не чувствуется — посетителей все равно очень много. В основном это те, кто приезжает на фестиваль уже не первый год и прекрасно знает, что
Sziget имеет мало общего с большинством внешне аналогичных европейских мероприятий. Это по-прежнему большой праздник непослушания — без полиции, но с охраной, которая призвана не стращать, а помогать присутствующим провести неделю в атмосфере свободы.
Россиян на фестивале в этом году, как и в прошлом, около трех тысяч, и для соотечественников это особенно ценный опыт. Как бы цинично это ни звучало, кажется, что, сумей российские власти организовать у нас нечто подобное, недовольных и несогласных немедленно стало бы куда меньше. Практика показывает, что, имея возможность как следует выпустить пар, получить необходимый ворох эмоций (а не урок экстремального выживания в грязи, как на «Нашествии»), человек куда легче смиряется с несовершенством законодательных инициатив.
Иными словами,
Sziget — это, строго говоря, вообще не вполне рок-фестиваль в привычном понимании,
хотя основу рекламной кампании здесь формально составляет музыкальный лайн-ап. Это, собственно, главная проблема фестиваля — состав артистов в последние годы становится все менее громким и выразительным, что и приводит к снижению явки среди меломанов. С другой стороны, Sziget уже не первый год делает ставку на более свободный формат музыкальной программы, позволяющий сочетать в свободной последовательности поп-, рок- и рэп-артистов — на любой вкус.
Собственно, хедлайнером первого дня, исходя из этой практики, стала певица Пинк. Последний альбом она выпустила уже пять лет назад, а тур закончила в 2014-м. Нынешние летние гастроли приурочены к возвращению американки на арену: ими она приводит себя в форму перед выходом в октябре 2017-го новой пластинки «Beautiful Trauma». Соответственно, программа была выстроена вокруг ключевых хитов (не прозвучала разве что «Family Portrait») — от «Get The Party Started» до закрывающей «So What», которую певица исполнила, пролетая над толпой на лонжах.
Сюрпризом стал расположенный во второй части сета блок каверов — включая собственную версию «Babe I'm Gonna Leave You» Led Zeppelin.
Несколько лет назад эту песню записала другая фрик-поп-принцесса — Майли Сайрус, но в данном случае Пинк имела полное право повторить за наследницей. В конце концов, она была одной из первых певиц, пропагандирующих фриковство в среде карамелизированных (до поры) Бритни и Кристины.
В духе отстаивания права на индивидуальность было выстроено и выступление другого хедлайнера — рэпера Уиза Халифы. По уши зататуированный артист вышел на сцену во второй день, всем своим видом давая понять, что не очень понимает, где находится, — но его это совершенно не беспокоит, потому что место для веселья он найдет везде и всегда. Согласно этой установке, в какой-то момент из динамиков зазвучала фонограмма «Smells Like Teen Spirit» — просто чтобы попрыгать. В остальное время Уиз вальяжно болтался по сцене под записанные хуки из собственных песен, лениво читал и демонстрировал белозубую улыбку. В финале выступления внезапно зазвучала восьмидесятническая «Don't Stop Believing» Journey, а артист заплетающимся языком пожелал собравшимся любить себя такими, какие есть. В том же ключе прошло и выступление группы Kasabian с той же программой, которую москвичи уже видели на «Пикнике «Афиши».
Британцы, строящие свою музыку на сочетании «мэдчестерской» танцевальной музыки и брит-поповой мелодики, держались расхлябанно, играли кривовато и вообще напоминали не британских хедлайнеров, а почему-то группу «Би-2».
Эмоциональным же пиком фестиваля пока можно считать выступление на сцене А38 британца-иудея Алекса Клэра. Артист, недавно тоже заезжавший в Москву, выдал шоу фантастического накала и разнообразия — кажется, что скоро певец, сделавший себе имя дабстеповым хитом «Too Close», может легко сменить имидж и превратиться в соул-певца, выступающего в сопровождении оркестра.
Есть на фестивале и артисты с постсоветского пространства.
На Europe Stage привезли Bruttо — проект экс-лидера «Ляписа Трубецкого» Сергея Михалка опасается выступать в России по политическим причинам, и Sziget стал для россиян редким шансом приобщиться к тому, что Михалок почему-то называет хардкором.
Из России на фестиваль в последний день прибудет «Ленинград», а пока на той же Europe Stage (единственной сцене, на которую могут попасть начинающие европейские артисты) отечественную сцену представлял Oligarkh — инструментальный квази-хип-хоп-проект с сэмплами из советских песен и видеорядом из «Войны и мира» Сергея Бондарчука. Впрочем, этого странноватого выступления почти никто (в контексте фестиваля двести человек — это считай пусто) не видел — состоялось оно лишь около часа ночи. Наконец, лидерами среди постсоветских артистов стал украинский квартет DakhaBrakha — их шаманский фолк на World Music Stage загипнотизировал не только преданных слушателей, но и случайных прохожих, быстро образовавших у сцены приличную толпу. Кроме того, выступление украинцев еще и удачно вписалось в фестивальный контекст, став прологом к величественному и тоже выдержанному в ритуальном ключе выступлению Пи Джей Харви.