Всего в Калининградской художественной галерее показывают 50 полотен из коллекции ИРРИ, среди которых работы Александра Дейнеки, Гелия Коржева, Сергея Герасимова и других художников ХХ века. Большая часть произведений занимает видное место в коллекции музея, которую собрал миллиардер и совладелец Промсвязьбанка Алексей Ананьев.
Зимой этого года ИРРИ открылся после перепланировки и реставрации стен фабричного здания ситценабивной фабрики XIX века, в котором он располагается. Такие проекты, как «Окна в Россию» для института, без сомнений, являются важным с репутационной и популяризаторской точек зрения шагом: советская живопись, как ни крути, все еще в некоторых случаях вызывает отторжение (а иногда и становится предметом идеологических спекуляций, если вспомнить проект «Романтический реализм» в «Манеже»), отвлекая от проблем собственно художественных. Хотя собрание ИРРИ действительно впечатляет: в обновленной экспозиции представлено почти 500 произведений русского и советского искусства, выходящего далеко за пределы соцреализма, с которым музей традиционно ассоциируют.
До «Окон в Россию» ИРРИ запустил уже два передвижных проекта: один демонстрировался на выставке в Лондоне («Советский спорт», 2012), второй — в Риме («Россия в пути: самолетом, поездом, автомобилем», 2015).
Симптоматично, что в качестве темы выставки кураторы выбрали трансформацию романтического мотива «Вид из окна», уходящего корнями в Ренессанс. Граница между идеалом и действительностью в контексте разговора о советской живописи, романтизирующей советский быт, родные просторы, ушедшую эпоху дворянских гнезд, и впрямь стала определяющей. Труженики с графической работы «Восстановление Ростсельмаша» Александра Дейнеки и лиричное «Утро в городе» Юрия Пименова, которое прибыло в Калининград с выставки «Оттепель» в Третьяковской галерее,
разительно отличаются от большей части портретов и образов родной природы — способов убежать от идеологии в бытописание, не порывая при этом с официальным художественным языком эпохи.
Дизайном выставки занимались Игорь Чиркин и Павел Пришин — они сконструировали белую сферу с вогнутыми стенами, еще раз подчеркнувшую ирреальность происходящего «за стеклом».
Работы из коллекции Третьяковской галереи, правда, доставить в Калининград не получилось из-за сжатых сроков и жестких требований к условиям перевозки картин. Поэтому в Сочи, Екатеринбурге и Санкт-Петербурге будут показывать мультимедийную версию проекта, а оригинальные полотна доберутся до Нижнего Новгорода, Красноярска и Владивостока. Среди работ, которые привезет Третьяковка, — «Утро» Яблонской, «Осень в провинции» Кустодиева, «На даче» Грабаря и «Ожидание» Юрия Пименова. Выставка в Калининграде будет открыта до 27 августа.