В России у Depeсhe Mode огромная армия поклонников – статусом кумиров они обладают еще с середины 80-х, когда записи группы попали в Советский Союз. Их поклонники образовали субкультуру — такую же, какую в свое время образовали в нашей стране битломаны. Обожавшие Depeche Mode подростки стриглись «под платформу», делились друг с другом записями и отмечали дни рождения участников коллектива.
Именины вокалиста группы Дэйва Гэана приходились на 9 мая – проходившие на столичной станции метро «Маяковская» сборища неизменно вызывали неприятие у ветеранов ВОВ.
Свое название группа, зародившаяся в небольшом фабричном пригороде, позаимствовала у французского журнала «Вестник моды». В музыке группа стала своего рода эталоном синти-поп-звука — они не были его первооткрывателями, но стали, пожалуй, самыми известными его представителями. В своем саунде они наследовали первопроходцам электроники Kraftwerk, который скрестили с мрачным, «готическим» инди-звуком, «манчестерской волной». В результате Depeсhe Mode стали одновременно героями и танцевальной музыки, и так называемой «альтернативы».
В последние свои приезды группа представляла в России альбомы «Sounds of the Universe» и «Delta Machine», в которых — после ряда миграций в звуке на предыдущих альбомах — снова пришла к готическому звуку. Нынешняя гастроль проходит в поддержку нового альбома «Spirit».
Злоба мрачного дня
«Spirit» для погруженных в личные переживания Depeсhe Mode — нетипично политизированный альбом. В нем 12 треков, главным хитом из которых стала мрачноватая «Where's the Revolution» — его текст и музыка как будто сконцентрировали реакцию многих американцев и европейцев на нынешнее состояние мировой политики. Работа над «Spirit» шла еще до некоторых событий, принесших значимые перемены — например, избрания Трампа и «Брекзита», — однако музыканты как будто предчувствовали их, так что сейчас эти песни и этот звук выглядят как верная интуиция или даже сбывшееся пророчество.
На пресс-конференции, посвященной выходу альбома, в Милане Дэйв Гэан охарактеризовал звук и дух «Spirit» как «заставляющий задуматься» и даже «поднимающий настроение». Однако строчки «Where's the Revolution» вполне однозначно демонстрируют мрачный и безнадежный лейтмотив всего альбома: «Вы подчинялись/Вами помыкали/Вы были обмануты/Вам скармливали ложь под видом правды/Кто на самом деле принимает решения/Вы или ваша религия?/Ваше правительство, ваши страны?/Вы – наркоманы патриотизма». Возможно, это противоречие между «поднимающим настроение» звучанием и суровыми текстами песен — довольно правдоподобная метафора политического положения реального мира.
15+, или Что такое «эффект Depeche Mode»
Там же, в Милане, музыканты обратили внимание, что на брифинг пришло большое количество подростков в возрасте от 15–16 лет, — и пошутили, что этих молодых людей, скорее всего, слушать музыку Depeche Mode заставляли родители.
В этой шутке, вероятно, нету ни единой частицы правды. В музыкальной критике известен так называемый «эффект Depeche Mode» — в отличие от большинства заслуженных рок- и поп-звезд, чья публика стареет вместе с музыкантами, на концертах британского трио в первых рядах зрителей — всегда подростки от 15 до 18 лет. Причем однажды услышав их в юности, эти поклонники остаются с группой надолго.
Единственное, чего уже не встретишь, – так это «депешистов», которые еще двадцать лет назад были заметны на улице городов нашей страны.
Вероятно, отчасти это связано с тем, что, считавшиеся прежде небожителями, Depeche Mode стали регулярными гостями российских столиц. И единственное, на что жалуется группа, — плотный концертный график, который не позволяет музыкантам как следует рассмотреть Петербург и Москву. В одном из интервью Энди Флетчер пожаловался: «На самом деле, когда мы приезжаем к вам, у нас получается увидеть совсем немногое», — наконец музыкантам удалось узнать Россию поближе. Всего Global Spirit Tour охватывает 32 города в 21 стране мира. Музыканты уже побывали в Стокгольме, Париже, Амстердаме, Берлине, Риме.