Новосибирская опера запоет по-новому

Кехман покинет пост гендиректора Новосибирского театра оперы и балета

Алексей Володин
Гендиректор Новосибирского театра оперы и балета (НОВАТ) Владимир Кехман во время закладки новой Театральной аллеи у здания театра, 13 июля 2017 года Кирилл Кухмарь/ТАСС
Герой скандала с «Тангейзером», бизнесмен Владимир Кехман покинет пост гендиректора Новосибирского театра оперы и балета в связи с вероятным признанием его личным банкротом. По информации «Газеты.Ru», на его должность Минкультуры рассматривает шесть кандидатов, в том числе главного режиссера театра Вячеслава Стародубцева.

Владимир Кехман рассказал о своем уходе с поста генерального директора Новосибирского театра оперы и балета. Он объявил об этом на собрании коллектива в минувший вторник, 11 июля. Временным исполняющим обязанности назначен главный режиссер Вячеслав Стародубцев.

Как передает «Тайга. Инфо», Кехман объявил, что решил покинуть пост, не дожидаясь вердикта суда, — в судебном производстве находится дело о его личном банкротстве. Если за ним будет признан такой статус, Кехман по закону не сможет занимать руководящие должности.

«Решение о том, как и в какой должности я продолжу свою работу в НОВАТе, будет принято в сентябре, перед началом нового сезона»,

— цитируют Кехмана «Известия». До этих пор гендиректор будет находиться в отпуске. Ранее он объявлял, что собирается уйти в декретный отпуск по уходу за ребенком, однако, видимо, изменил свои намерения.

Министр культуры Владимир Мединский, комментируя отставку, обратил внимание, что за время работы Кехмана доходы Новосибирского театра выросли существенно — примерно в полтора раза, а текущий год с финансовой точки зрения «будет еще лучше», сообщает ТАСС. Увеличилась заполняемость зала, был проведен ремонт, в том числе с привлечением внебюджетных средств, которые находил Кехман, сказал министр. Кроме того, в сентябре планируется открытие концертного зала, который был закрыт в течение многих лет.

«Есть шесть кандидатов на пост исполняющего обязанности гендиректора», — сообщил «Газете.Ru» источник в Минкультуры. Как утверждает собеседник, театральный Новосибирск представляет из них лишь нынешний главный режиссер и врио гендиректора Вячеслав Стародубцев, остальные кандидаты — из других городов. По словам источника, на этой должности ждут человека с обширной собственной творческой программой, который позволил бы удержать имеющуюся публику и привлечь в театр новую, в частности молодую. С другой стороны, новый человек должен будет сохранять и приумножать менеджерские достижения Кехмана. Как утверждает собеседник «Газеты.Ru», возвращение Бориса Мездрича на прежний пост исключено, а при назначении преемника будут учтены также предложения по кандидатам от самого Кехмана.

Фруктовое банкротство, или При чем здесь «Тангейзер»

Министр культуры Владимир Мединский отметил, что хотя решение о банкротстве Кехмана судом не вынесено, однако со своей должности гендиректор решил уйти заранее — банкрот по закону не может быть распорядителем средств.

Возможным обретением такого статуса объявивший о своем уходе гендиректор, видимо, обязан своей бизнес-деятельности: в 2012 году объявила себя банкротом JFC, в которой Кехман был основателем и основным акционером. Компания занималась импортом (а накануне банкротства — еще и выращиванием) бананов и была одним из ключевых игроков на этом рынке.

Против компании подали иски о хищении заемных средств сразу несколько банков, среди которых Сбербанк, ВТБ и Райффайзенбанк. Общая сумма их претензий — около 9 млрд рублей. В октябре 2015 года Сбербанк обратился в Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском о признании Владимира Кехмана банкротом.

Продолжающееся более четырех лет разбирательство должно закончиться в ближайшие дни.

Решение Кехмана отойти от дел, по всей видимости, связано с возможным окончанием дела и вынесением судебного решения.

Директором Кехман стал в результате одного из главных скандалов в истории современного российского театра, а его назначение напоминало войсковую операцию.

Он был назначен на этот пост после недобровольной отставки прежнего директора театра Бориса Мездрича. Вместе с режиссером Тимофеем Кулябиным Мездрич проходил по судебному делу об оскорблении чувств верующих в оперной постановке «Тангейзер» по одноименному сочинению Рихарда Вагнера.

Поводом для иска стала трактовка Кулябина образа Христа в сценографии спектакля, которая возмутила главу Новосибирской епархии РПЦ митрополита Тихона и вскоре стала поводом для судебного процесса. Борис Мездрич нашел компромиссное изобразительное решение, однако его оппоненты требовали полной отмены спектакля.

И Мездрич, и Кулябин были полностью оправданы судом, а дело было прекращено.

Тем не менее Мездрич был уволен со своего поста приказом министра культуры, а на его место был назначен Кехман, причем оба документа были подписаны министром культуры прямо в новосибирском аэропорту Толмачево. В дальнейшем Кехман неоднократно называл постановку «богохульством» и в резкой форме отрицал саму возможность возобновления спектакля. Назначение Кехмана сопровождалось акциями протеста и выступлениями театральной общественности.

Из Петербурга в Новосибирск

У Минкультуры тогда были свои резоны для этого назначения — и дело не только в подчеркнуто «патриотической» позиции Кехмана (он один из первых подписал «письмо 500» в поддержку действий РФ в Крыму),

но и в опыте управления другим театром — Михайловским в Петербурге.

Он признавался удачным практически всем театральным сообществом. Кехман в 2007 году был назначен гендиректором петербургской площадки, пожертвовал 500 млн рублей на реставрацию здания театра и с ходу пригласил двух именитых людей на посты руководителей: Фарух Рузиматов возглавил балетную, а Елена Образцова — оперную труппу. Обе труппы активно приглашали к себе лучших солистов из других театров — к большому неудовольствию конкурентов, однако и публика, и культурные власти в городе были довольны.

Сам Кехман принимал активное участие в жизни театра — однажды даже вышел в роли Принца Лимона в постановке «Чиполлино».

О работе Кехмана восторженно высказывался прославленный дирижер Юрий Темирканов — он говорил о том, что Кехману удалось фактически возродить театр.

О том, удалось ли Кехману повторить успех в куда более масштабном НОВАТе, единого мнения не было. Несмотря на то что театр обладает самой большой труппой и самым большим зданием в Европе, со времен «Тангейзера» там не случилось ни одной постановки, слава которой вышла бы на федеральный уровень. При этом, судя по словам, сказанным самим Кехманом в нескольких интервью, посещаемость театра после его прихода не упала.

То есть театр федерального значения фактически исполнял функции городского.

Неоднозначную реакцию вызвал и затеянный Кехманом масштабный ремонт — активисты-градозащитники требовали расследовать, не был ли в результате работ нанесен ущерб памятнику архитектуры — здание НОВАТа обладает таким статусом.