Воры в загоне

В прокате криминальная драма «Выстрел в пустоту»

Ярослав Забалуев
Николай Костер-Вальдау в фильме «Выстрел в пустоту» (2017) Bold Films
В российский прокат выходит «Выстрел в пустоту» — криминальная драма, похожая на «Путь Карлито» и «Во все тяжкие», со звездой «Игры престолов» Николаем Костером-Вальдау.

У лос-анджелесского брокера Джейкоба Харлона (Николай Костер-Вальдау) было все: карьерные перспективы, жена-дизайнер, любимый сын и, конечно, город, в котором, просыпаясь, чуешь не только выхлопные газы, но и соленый океанский воздух. Однажды вечером все изменилось: бокал вина за ужином обернулся аварией, в которой погиб друг, а сам Джейкоб оказался за решеткой. Тюрьма — это, понятно, ад, и перед экс-финансистом стоит простой выбор: стать жертвой или научиться выживать.

На волю он выйдет через десять лет с кличкой Баблос и татуировкой White Pride на спине, без шансов на возвращение к семье и планом, который никому, включая новых друзей, не просчитать.

Рик Роман Во начинал свой путь сериальным актером в 90-е, потом освоился и выпускает уже четвертый фильм в качестве режиссера и сценариста, что позволяет говорить о некоторых приметах авторского стиля.

Интересы постановщика очерчены максимально четко: он снимает про мужчин в сложных криминальных обстоятельствах — желательно в тюрьме.

Bold Films

Таким был его лучший фильм «Преступник», где татуированный Вэл Килмер помогал выжить Стивену Дорфу, таков и «Выстрел в пустоту», где Костер-Вальдау отстаивает право на жизнь уже в одиночку.

Самое удивительное в этой истории в том, что такое кино все еще выходит в широкий прокат. Одно дело, когда речь идет о героях прошлого типа Дорфа и Килмера, и совсем другое, если в главной роли здесь одна из главных телезвезд текущего момента. Объяснение казуса — в верности традиции. Родовые связи Во очевидны всякому человеку, беззаветно влюбленному в кино 90-х. В руках более даровитого постановщика «Выстрел в пустоту» легко стал бы новой жанровой классикой, продолжением дела Брайана де Пальмы эпохи «Пути Карлито» или более поздних образцов типа «Пророка» Жака Одиара (к которому картина ближе с точки зрения сюжета). Однако если с точки зрения композиции, постановки и акцентов режиссеру местами недостает мастерства великих предшественников, то в плане понимания сюжета и ясности мысли Во способен дать фору большинству именитых коллег, включая, скажем, Винса Гиллигана («Во все тяжкие», «Лучше звоните Солу»), которого тоже занимают метаморфозы хорошего человека, вставшего на кривую дорожку криминального элемента.

Сила «Выстрела в пустоту» заключается в том, что Во, в отличие от большинства коллег по цеху, не строит свою историю на принципах абстрактной морали и не скрывает увлеченности, которую у него вызывают бесчеловечные тюремные порядки и решающие свои вопросы мужчины, похожие на татуированных зверей. Отчасти дело, видимо, еще и в том, что у постановщика отличная школа: в фильме есть, например, полузаметная отсылка к другому неогангстерскому шедевру — «Морю Солтона» Ди Джея Карузо. Внимательно были проштудированы, судя по всему, и «Американская история Икс», и «Порок на экспорт» — самые удачные и въедливые опыты на тему человеческих мутаций в застенках разной строгости.

Bold Films

Тюремная криминальная драма на самом деле не самый разработанный в современном кинематографе жанр, в котором большинство авторов напирают на зрелищность потасовок или, напротив, драматическое морализаторство — как в том же «Во все тяжкие».

«Выстрел в пустоту», в свою очередь, фильм не про неотвратимость наказания, а про переход за границу привычной жизни, про способность полностью перестроить принципы существования, не потеряв при этом то, что, собственно, и делает героя героем.

Вальдау, заработавший популярность на съемках самого аморального сериала современности, проделал для этой роли большую работу, которая, конечно, не сделала из него Аль Пачино, но вполне доказала, что этот артист способен не только хмуриться поверх усов и размахивать мечом. Что же до широкого зрителя, то ознакомиться с картиной определенно стоит — не только из любви к любимому артисту, но и чтобы лишний раз вспомнить о том, что большого экрана достойны не только дорогие блокбастеры.