Большой перенес Серебренникова

Большой театр перенес премьеру балета Кирилла Серебренникова «Нуреев» за два дня до премьеры

Режиссер Кирилл Серебренников Александр Вильф/РИА «Новости»
В Большом театре за два дня до премьеры была отменена — точнее, перенесена на год — премьера балета Кирилла Серебренникова «Нуреев», посвященная великому танцовщику Рудольфу Нурееву. Предварительной причиной стала «неготовность» постановки, однако есть и другие мнения.

Об отмене премьеры балета «Нуреев» Кирилла Серебренникова в Большом театре стало известно днем 8 июля: руководитель Большого Владимир Урин сообщил, что постановка переносится на год. Причиной стала «неготовность спектакля» и наличие технических проблем, которые «нельзя решить за два дня», говорит гендиректор главного театра страны. Так следует из видеозаписи встречи гендиректора Большого с труппой спектакля, размещенной на YouTube (на момент публикации видео было удалено).

Вместе с Кириллом Серебренниковым балет готовили к премьере хореограф Юрий Посохов и композитор Илья Демуцкий — те же, с кем два года назад Серебренников ставил балет «Герой нашего времени», имевший большой успех.

Нынешняя постановка была задумана как своего рода балетный байопик Рудольфа Нуреева — всемирно известного танцовщика, солиста Кировского балета, бежавшего из СССР в 1961 году и скончавшегося от СПИДа в 1993-м. Оригинальное либретто для спектакля написал сам режиссер, в действии должны были сочетаться танец, пение, художественное чтение и элементы драматического театра.

Кирилл Серебренников на просьбу «Газеты.Ru» прокомментировать происходящее не ответил.

Как рассказали источники издания в Большом театре,

Владимир Урин принял свое решение после того, как увидел спектакль целиком на генеральном прогоне.

«Как вы понимаете, спектакль, в котором не готовы какие-либо элементы, не может выйти на генпрогон», — сказал собеседник издания, работающий в группе, «поэтому неготовностью Владимир Георгиевич, скорее всего, называет что-то другое».

По словам собеседника издания, Урина могли насторожить либо подробный рассказ о личной жизни Нуреева, который был открытым гомосексуалистом, либо обилие ругательств, которыми Нуреев активно пользовался вне сцены, а также некоторые элементы сценографии. По некоторым данным, в спектакле используются фотографии обнаженного танцовщика.

«Это очень странно, — говорит артист, работавший с Уриным в Музыкальном театре, на прежнем месте работы Урина. — Урин обычно все держит под наблюдением. Не может быть, чтобы он увидел какие-то недочеты и недоделки только на прогоне. Концепцию, либретто, сценографию — все наверняка согласовывали заранее». Едва ли и сам Серебренников мог показать руководителю главного театра страны спектакль с недостающими или недоработанными элементами, добавляет его коллега, работавший с той же командой в 2015-м на «Герое нашего времени», по крайней мере, на постановке два года назад ничего подобного не происходило, по его словам, работа шла «как часы».

Другие собеседники «Газеты.Ru» высказывают мнение, что гендиректор Большого предпринял такой шаг в связи с повышенным вниманием к фигуре режиссера «Нуреева». Совсем недавно Кирилл Серебренников оказался в центре «дела «Седьмой студии», в рамках которого дома и в рабочем кабинете у постановщика (бывшего главным куратором «Седьмой студии» и остающегося худруком «Гоголь-центра») прошли обыски. В результате этих обысков были задержаны другие его бывшие сотрудники — Алексей Малобродский, Юрий Итин и Нина Масляева.

После обысков Урин написал письмо президенту РФ, в котором поддержал режиссера, потребовал справедливого рассмотрения дела и осудил силовые действия в отношении творческого работника.

При этом собеседники издания не считают вероятным, что на Урина оказывалось давление сверху. «Я не видел еще ни одного чиновника, который смог бы надавить на Урина», — поделился с «Газетой.Ru» один из бывших сотрудников Большого.

Свое объяснение причин переноса «Нуреева» Большой театр представит на специальном пресс-брифинге в среду, 10 июля.