Нынешнее холодное лето не слишком располагает к проведению опен-эйров — даже в черте города. Но поскольку планируются такие мероприятия сильно заранее, приходится иметь дело с тем что есть. Первым в череде летних фестивалей стал постоянный уже Park Live. В этом году самый представительный из московских опен-эйров сократился с двух до одного дня, но зато взял под контроль совсем новую в концертном смысле площадку — свежеотстроенную «ВЭБ-Арену», домашний стадион ЦСКА.
Стадионные концерты — вечная московская головная боль, но за плечами команды Park Live уже есть опыт на «Открытие Арене», так что задача была исполнена.
Среди прочего новая площадка еще и расположена куда ближе к центру города, так что переезд пошел всем на пользу.
Другой проблемой стала дата проведения — середина рабочей недели все-таки не самый очевидный вариант для занимающего половину дня фестиваля. Однако, как и следовало ожидать, если уж русский человек решил повеселиться, то никакой рабочий график его не остановит. Тем более что выступления хедлайнеров, которыми стали американцы Three Days Grace и System of a Down (SOAD), были запланированы все же на вечер. Перед этим заполняющую стадион публику развлекать были призваны московские ню-металлисты Louna и шотландские хипстеры Twin Atlantic. Первые показали, что в России умеют делать коммерческую тяжелую музыку с женским вокалом, вторые поддержали международный статус фестиваля.
Обрушившийся на центр Москвы дождь неведомым образом обошел заполняющийся стадион и не помешал постгранджерам Three Days Grace. Их выступление стало первым серьезным событием дня. Москвичи, как выяснилось, группу любят и готовы с охотой подпевать песням типа «I Hate Everything About You» и «Riot». Майку с призывом к мятежу можно было приобрести при входе на стадион, но публика предпочитала, конечно, товары с символикой System of a Down, ненавязчиво подчеркивая, кто тут настоящий хедлайнер.
Когда Three Days Grace отпели свое, публика начала активно готовиться к выходу армянских музыкантов — у дежуривших у первого кордона охраны спекулянтов, кажется, стремительно купили последние билеты. Не обходилось, впрочем, и без казусов. Так, несколько граждан, дожидающихся очереди в туалет, довольно уверенно горланили песни группы «Король и Шут». Очевидно, с особенностями русской музыкальной культуры связано и то, что устроенная в процессе подготовки сцены минута памяти Криса Корнелла (на экранах появился портрет музыканта, а в колонках зазвучала «Black Hole Sun») осталась фактически незамеченной.
Впрочем, когда на сцену наконец поднялся квартет американских армян, на горестные раздумья уже не было ни сил, ни времени, ни желания.
Нынешний европейский тур System of a Down (финалом которого стал московский концерт) — безупречно продуманное на всех уровнях рок-шоу, способное заворожить даже не слишком заинтересованных в металле меломанов. На экран в форме ромба, расположенный позади музыкантов, то и дело наползала какая-то зловещая металлическая конструкция, а видео создавало напряжение чередованием сатирических сцен с каким-то диким гиньолем и кадрами с котиками.
Все это, как ни странно, не отвлекало, а только заостряло внимание на колоритных музыкантах, которые в третий раз (как группа) прибыли в Россию в отличной форме. Фокус SOAD всегда заключался не столько в виртуозной джигитовке и музыкальной эквилибристике, а в уникальном взаимодействии между членами коллектива. Камнем преткновения и движущей силой тут всегда была дружба-соперничество между вокалистом Сержем Танкяном и поющим гитаристом Дароном Малакяном. Почти 50-летний Танкян в последние годы говорит, что куда больше увлечен композиторской деятельностью в кино, Малакян же хочет играть металл и прыгать по сцене. Именно по причине этих несовпадений первый приезд группы в Россию шесть лет назад выглядел чисто коммерческим предприятием, и, как ни странно, по тем же причинам визит нынешний обернулся чистейшим триумфом.
Танкян с самого начала выступления держался так, будто происходящее для него — хобби, но гуляющая по лицу улыбка говорила, что увлечение это крайне приятное. Искренность посыла сделала свое дело, и мало-помалу к середине выступления певец полностью вошел в резонанс со скачущей вокруг остальной группой, превратившись в нечто среднее между гордым трибуном и бродячим проповедником, тычущим перстом в язвы общества.
А может быть, сил придал развернутый в первых рядах флаг Армении — так или иначе, устроенный группой экспресс-тур по собственной дискографии доказал, что актуальности их сложносочиненные песни ничуть не растеряли. Более того, суматошная ритмика и смена почти оперного вокала шизофреническими визгами отлично рифмуется с сегодняшним положением в мире — даже, пожалуй, лучше, чем в годы президентства Буша-младшего, когда и писались эти песни.
Отдельный разговор — любовь к группе российской публики.
Причем речь идет не только об обширной армянской диаспоре, скорее уж о русской чувствительности к чужим бедам, о которых (от геноцида армян до современных войн) и повествуют SOAD. Если бы группа постоянно не стремилась к распаду, квартет обязательно пополнил бы ряды русских народных групп, заняв место недалеко от Limp Bizkit, Depeche Mode и Scorpions.
«Я вижу свет в вас — и я говорю не о телефонах, я говорю о людях», — улыбается Танкян после того, как уже погрузившийся в сумерки стадион озарился светом пришедших на смену зажигалкам фонариков. Через несколько песен будет еще одна вспышка — в финале заключительной «Sugar» позади Танкяна расцветет ядерный гриб, на фоне которого улыбка музыканта почему-то выглядела еще оптимистичнее.