Нередко бывает, что удачное произведение определяет творческую и не только биографию автора. Примерно это и случилось с Джей Зи за четыре года, прошедшие с выхода альбома «Magna Carta Holy Grail». Некоторое время любимый рэпер президента Обамы почивал на лаврах: гениальное маркетинговое решение (альбом распространялся через телефоны Samsung) принесло ему очередную «платину» в чартах, жена — красавица Бейонсе, у любимого президента впереди три года.
В общем, много поводов расслабиться, что и случилось с урожденным Шоном Картером. И именно в этой уязвимой точке на его голову и посыпались воспетые рэпером «99 проблем» или даже скорее 33 несчастья.
Уже летом 2014 года все стало очень плохо.
В прессу просочились слухи о том, что Джей Зи и Бейонсе, совершавшие совместное турне, находятся на грани развода и живут в разных гостиничных номерах. Причиной тому стали вроде бы измены Шона и его попытки приставать к Соланж Ноулс, родной сестре Бейонсе.
Параллельно известный кризис переживала и остальная Америка, новая победа демократов на выборах выглядела сомнительной, да и более или менее праведно нажитые миллионы оказались под угрозой.
Последним ударом стал, конечно, выпущенный год назад супругой альбом «Lemonade», на котором Бейонсе по сути публично высекла Джей Зи, заставив его еще и попозировать в кадре в роли послушного медвежонка.
И если финансовые позиции рэпера оставались относительно устойчивыми, то престиж нуждался в некоторой реставрации, а значит, пора было вновь выйти на авансцену с программным заявлением. Еще в самом начале карьеры Картер завоевал первую славу искрящими экспромтами и понял, что
одна из самых эффектных вещей в искусстве — моцартианская легкость, рождающая у публики ощущение недоступного простым смертным чуда.
Именно поэтому работа над «4:44» велась в строжайшем секрете, а первая реклама появилась внезапно, будто бы из ниоткуда — так же, впрочем, как это было и с другими громкими релизами последних лет вроде того же «Lemonade» или альбомов Кендрика Ламара.
Изначально пластинка анонсировалась как масштабный мультимедийный проект — с музыкой, видео и еще черт знает чем, вполне в духе времени. Пока фанаты дождались только нового диска и нескольких видео, но, возможно, все еще впереди. Как бы то ни было, первые выводы уже можно делать.
«4:44» встречает слушателя полицейскими сиренами и треком под громким названием «Kill Jay-Z», из которого становится понятно, что на протяжении дальнейших песен речь пойдет о самоуничижении и восстании из пепла в новом качестве.
В отличие от люксового оформления «Holy Grail», на сей раз Картер сделал ставку на сфокусированность и минимализм. В гостях только близкие — Фрэнк Оушен, Бейонсе и Дэмиен Марли. Продюсер — проверенный на предыдущем альбоме соратник Канье Уэста (которого, кстати, в люди вывел как раз Джей Зи) Эрнест Уилсон по прозвищу No I.D. Уилсон выстроил Картеру великолепный звук — параноидальные джазовые аккорды здесь встречаются с сэмплами из Алана Парсонса и Стиви Уандера, создавая атмосферу уютного триллера со счастливым концом.
Другое дело, что желание придать происходящему ощущение спонтанности снова сыграло с Джей Зи злую шутку. Его речитатив, в котором, как обычно, есть и ловкие рифмы, и внезапные аллитерации, звучит совершенно отдельно от музыки. У такого сведения наверняка есть свои причины. С одной стороны,
«4:44» позиционируется как альбом об отцовстве, и мысли Шона по поводу растущей семьи и ее сохранения, вероятно, кажутся ему важнее музыкальной составляющей.
С другой стороны, так все звучит действительно неряшливее, но это ничуть не идет пластинке на пользу. Впрочем, дело сделано — Джей Зи может с чистой совестью отправляться в очередной тур. Высокие места в чартах ему гарантированы, отношения в семье восстановлены, можно вновь заняться коллекционированием полотен Баския. Если вам нужна злободневность — послушайте новый диск Public Enemy, если эксперименты — свежую работу Винса Стэйплса. Если же вы дорожите возможностью ознакомиться с очередным доказательством долгой и счастливой жизни главного рэп-миллиардера — вот тогда вас ждет «4:44».