О смерти Светланы Кармалиты во вторник, 4 июля, сообщил ТАСС со ссылкой на главу департамента кинематографии Министерства культуры Вячеслава Тельнова. Он уточнил, что Кармалита скончалась в больнице Петербурга. Позже режиссер Алексей Герман-младший, сын Кармалиты и Алексея Германа, рассказал, что в последнее время она очень много работала.
«Видимо, сказалась сильная усталость», — сказал режиссер. Он добавил, что Кармалита тяжело перенесла смерть своего друга, кинохудожника Владимира Светозарова (он скончался 1 июля).
Светлана Кармалита родилась в Киеве в 1940 году.
Она вспоминала, что едва не оказалась вместе с матерью жертвой расстрела в Бабьем Яру. Примечательно, что ее первой совместной работой с Алексеем Германом был сценарий к фильму «Садись рядом, Мишка!» — экранизации трогательной повести Юрия Германа «Вот как это было» о малышах-блокадниках, которые выступали с концертами перед ранеными бойцами.
Формально Кармалита работала не над всеми фильмами своего мужа. Ко времени их первой работы вместе у Германа-старшего уже лежала на полке «Проверка на дорогах» и только что вышли — тоже не без сложностей — «Двадцать дней без войны». Зато дальше они практически не расставались — и в творческом плане тоже. В 1981-м также в соавторстве они написали сценарий к детскому фильму «Путешествие в Кавказские горы».
А потом случились «Торпедоносцы».
В основу сценария этой военной драмы также легла повесть Юрия Германа — «Здравствуйте, Мария Николаевна»; Алексей Герман и Кармалита завершили и само произведение, которое писатель оставил недописанным. Фильм поставил Семён Аранович, в главных ролях снялись Родион Нахапетов и Алексей Жарков, а потом на создателей фактически просыпался дождь наград. Любопытно, что из сценаристов картины Государственную премию СССР за «Торпедоносцев» получила Кармалита. Алексей Герман получит свою Госпремию через два года — как режиссер «Проверки на дорогах».
Но и на тех проектах, в которых она не участвовала, Светлана Кармалита поддерживала своего мужа. В интервью «Российской газете» она рассказывала, что после того, как и «Мой друг Иван Лапшин» оказался на «полке» (он был завершен в 1979-м), они безуспешно пытались найти хоть какую-нибудь работу — и по предложению Германа попытали счастья в драмтеатре Норильска, но неудачно. А потом были «Торпедоносцы» и выход многих «полочных» картин — в том числе «Проверки на дорогах» и «Лапшина» и две Государственные премии, полученные женой и мужем практически подряд.
Фильмография у Светланы Кармалиты не очень большая — в ней меньше десяти фильмов;
но и Алексей Герман-старший в качестве постановщика снял не так уж и много картин — за количеством дуэт никогда не гнался; режиссер любил творить без спешки. Они вместе работали над его последними лентами — «Хрусталёв, машину!» и «Трудно быть богом», причем экранизацию романа Стругацких Кармалите с сыном пришлось завершать после смерти Германа-старшего в феврале 2013 года.
В последние годы она занималась сценарным портфелем возрождаемой киностудии «Ленфильм», работала над созданием в Петербурге синематеки и очень переживала, что идея центра кино превратилась в имущественный спор о расположенном в центре города кинотеатре.
«Конечно, как художник он бы [Герман-старший] состоялся, не будь меня. Но я глубоко убеждена, что в ту же секунду, когда Леша в первый же день нашего знакомства взял меня за руку и сказал: «Ты пойдешь со мной», он перестал быть одиноким. <...> на самом деле ему нужен был рядом человек, который не просто его понимает, но и мыслит так же, как он», — рассказывала она в интервью.