В город Струнево, расположенный на границе 101-километровой зоны от Москвы, приезжает новый оперуполномоченный Родион Стоцкий (Петр Федоров). Приезжает поздним вечером, когда присутственные места уже закрыты, но попадает на пожар, в котором погиб местный учитель — его пытался спасти киномеханик Егор Чащин (Влад Абашин), но не успел. Смерть учителя выглядит как убийство, но местная милиция не торопится заниматься расследованием.
После ненавязчивых намеков Стоцкого внезапно появляется некий человек, который признается в поджоге, а затем убивает себя.
Преступление вроде раскрыто, но у Стоцкого появляются подозрения, что его водят за нос. Кроме того, к Чащину приходят уголовники с претензиями — тот не должен был пытаться спасти учителя, а милицейский старшина после беседы с приезжим опером идет договариваться с одним из влиятельных людей города. Жена Чащина Даша (Надежда Михалкова) изменяет ему, а в клубе киномеханику открыто намекает на возможный роман Майя (Яна Сексте). И где-то в городе скрывается загадочный Папа, который и определяет жизнь Струнева, а помочь Стоцкому может только молодой милиционер, которого все ласково зовут Тарасиком (Евгений Антропов).
Первый канал начинает показ сериала «Город», в котором Петр Федоров снова оказывается в небольшом городке на 101-м километре и в окружении уголовников и бандитов.
В 2001 году дебютант Федоров, который тогда учился в Щукинском училище, снялся в черно-белой картине Леонида Марягина «101-й километр». Для Марягина этот фильм, напротив, стал одной из последних работ (он скончался два года спустя) и был частично автобиографичным. Режиссеру удалось хорошо передать атмосферу безнадеги маленьких провинциальных городов середины 50-х, а главным героем ленты стал простой парень Ленька (его и сыграл 19-летний Федоров) и его сложные взаимоотношения с местными бандитами и городской властью.
За шестнадцать лет Петр Федоров приобрел солидную фильмографию и практически звездный статус, причем почти не снимаясь в сериалах; одним из немногих исключений стал недавний ситком СТС «Вы все меня бесите», но там роль у него не самая главная.
«Город» — это фактически бенефис актера, все действие крутится вокруг него, и именно он решает, кому жить, а кому умереть — фигурально выражаясь, конечно.
Но если сравнивать «Город» с какой-либо современной российской кинопродукцией, то первым на память приходит «Ликвидация» Сергея Урсуляка. Исходные данные у двух сериалов схожие — захваченный бандитами город, свежий взгляд на ситуацию со стороны приезжего, совершенно постороннего горожанам человека. Правда, из истории мы знаем, что до конца навести порядок в послевоенной Одессе Жукову не удалось. Преступность чрезвычайно живуча, она умеет приспосабливаться к любым временам — что, разумеется, не означает, что стоит оставить все как есть, в состоянии «ни мира, ни войны», а милицию распустить. Просто одной-единственной операцией (пусть и войсковой) и лихим кавалерийским наскоком эту проблему решить вряд ли получится.
Но работы Марягина и Урсуляка совершенно не похожи на «Город».
И если с «Ликвидацией» все относительно понятно — это один из лучших сериалов отечественного телевидения последних лет, его сюжет досконально разобран на отдельные составляющие (а потом и повторен в других сериалах), то со «101-м километром» ситуация другая. Героев фильма Марягина изначально не ждет ничего хорошего в жизни.
Возможно, потому, что в советские времена была проведена невидимая, но оттого не менее четкая черта, отделявшая тех, кто мог жить в Москве, Ленинграде и столицах республик, и тех, кто этого права был лишен.
Конечно, идея высылки «нежелательного элемента» за пределы крупных городов была придумана не во времена Сталина (первопроходцами были власти царской России), но именно в 30–40-е годы этот процесс принял нужный масштаб, чтобы, например, город Петушки приобрел вполне определенный статус. И показанный в «101-м километре» город (его соотносят с Орехово-Зуево) тоже таким статусом обладает — и его жители могут зримо представить свою жизнь до самого конца, а вот вырваться из своего окружения не могут.
в отдельном репортаже
В финале «101-го километра» герой Федорова сбежал из внезапно ставшего чужим города — видимо, за лучшей жизнью.
Георгия Жукова также перевели из Одессы — по причинам, с лучшей жизнью, конечно же, не связанным. В случае с «Городом» нельзя представить, что Стоцкий уедет, бросив уже знакомых обитателей неназванного городка за 101-м километром на произвол судьбы и бандитов. Но все, что показано в первых сериях, ненавязчиво подталкивает этого персонажа именно к мысли о побеге. Стоцкий, разумеется, не сдастся — иначе его не сделали бы настолько самоуверенным, но чтобы победить, ему предстоит сломать представление о захваченном уголовниками городе, сформированное в «101-м километре».