Через сохнущий после дождя Страстной бульвар перебегала брюнетка в вечернем платье. Делала она это быстро, стараясь не вывалиться из декольте, но спешить не стоило: на Бульварном кольце образовалась надежная пробка, а в театре «Россия» открывался 39-й Московский международный кинофестиваль. Гости по уже сложившейся традиции увлеклись селфи на красной дорожке и объятиями с президентом фестиваля Никитой Михалковым.
Голос из динамиков битый час приглашал публику в зрительный зал, но даже после того, как прозвучало «последнее объявление», зал оставался полупустым.
в отдельном репортаже
Когда же зрители, наконец, расселись, на сцену вышел первый зампред Госдумы Александр Жуков, чтобы зачитать приветствие президента Владимира Путина. В финале обращения Жуков от себя пожелал участникам творческих успехов и уступил место представлению призов первой ведущей церемонии актрисе Дарье Мороз, которая вышла на сцену в образе холодной дивы в духе Тильды Суинтон.
Следом случилась сенсация — музыкальную часть церемонии открыла Наргиз Закирова с поминальной песней, написанной, как выяснилось, на стихи пресс-секретаря МИДа Марии Захаровой. Автор поднялась на сцену в слезах, со значением напомнила, что сегодня — 22 июня, и сказала, что песня написана о российских солдатах, воюющих в Сирии, и о тех, кто оттуда уже никогда не вернется.
Захарова помогла объявить участников основного конкурса, откланялась, и настроение церемонии резко переменилось, поскольку на сцену вышел Александр Ревва в образе Артура Пирожкова и исполнил песню «#какчелентано». Некоторых усилий стоило понять, что почти что бурлескный (если не сказать больше) номер был приурочен к присутствию в жюри Орнеллы Мути — главной героини классического челентановского фильма «Укрощение строптивого».
Наконец пришло время выйти на сцену Никите Михалкову.
Он начал с эффектной цифры: подано 1803 фильма, в официальной программе 247 картин. Потом Никита Сергеевич позвал на сцену председателя жюри, кинорежиссера Резу Миркарими, чтобы официально открыть фестиваль, и американского продюсера Пола Масланского, чтобы вручить приз за вклад в кинематограф. Масланского Михалков назвал человеком с чеховским чувством юмора и рассказал историю о том, как Пол пытался причесаться в автомате для чистки обуви. Награду за вклад, кстати, получил Франко Неро, который долго предавался воспоминаниям о том, как они с Михалковым собирались сыграть братьев, и о том, что кино для него похоже на большой город.
Фильмом открытия стал фильм «Бахубали. Завершение» — вторая часть феноменального индийского блокбастера двухлетней давности.
«Бахубали» — едва ли не лучший выбор фильма открытия за долгие годы. Вместо того чтобы предлагать публике выходящие вот-вот блокбастеры (типа, допустим, очередных «Трансформеров») или арт-хаусную заумь, организаторы нынешнего ММКФ сделали непредсказуемый, но безупречный ход. Дело в том, что индийская кинематография — не только крупнейшая в мире в плане показателей производства, но и переживает сейчас небывалый расцвет. Не так давно в Индии вышел первый полноценный фильм в формате IMAX, да и вообще картины, снятые в Болливуде и Толливуде (так называют студии, производящие фильмы на языке телугу), вполне способны конкурировать по уровню фантазии и (что важнее) качеству с голливудскими хитами.
«Бахубали» — фэнтезийный блокбастер, сюжет которого отсылает одновременно к «Махабхарате» и легендам о короле Артуре.
Это многофигурное, пышное кино, что называется, «большого стиля», сентиментальное и красочное. Как водится, сюжет здесь двигают, среди прочего, музыкальные номера, но ничего общего с «Зитой и Гитой» они, пожалуй, не имеют. В конце концов, «Бахубали» с точки зрения фестивального и российского контекста — это фильм, показывающий, какой может быть успешная национальная кинематография.