Семь вождей Стоуна

Первый канал покажет фильм Оливера Стоуна «Путин»

Пресс-служба Первого канала
К показу на Первом канале документального фильма Оливера Стоуна «Путин» «Газета.Ru» вспоминает, о каких лидерах государств снимал фильмы трижды оскароносный режиссер.

С 19 по 22 июня Первый канал будет показывать фильм Оливера Стоуна «Путин» — серию документальных интервью, которые российский президент давал режиссеру на протяжении двух лет. Впервые они встретились в 2015-м, а последняя беседа состоялась уже после президентских выборов – 2016 в США. Всего Стоун снял более 30 часов видео, в течение которых Путин ответил на множество вопросов по разным темам — от собственного детства, родителей и внуков до отношения к распаду СССР и политике США в отношении России.

Четырехсерийное «Интервью с Путиным» (так называется картина в оригинале — «The Putin Interviews») показывал американский канал Showtime c 12 по 15 июня, и журналисты уже растиражировали самые яркие цитаты из фильма.

На Западе фильм отругали — фактически за то, что Стоун дал российскому президенту высказаться; режиссер защищал свою картину в нескольких шоу — в том числе у популярного ведущего Стивена Колберта, но в итоге в сердцах назвал неделю показа «Путина» «организованной неделей ненависти».

Владимир Путин — не первый руководитель государства, который стал героем фильмов Стоуна. На столь высокий уровень режиссер вышел уже в статусе трехкратного обладателя «Оскара» (сценарный за «Полуночный экспресс» в 1979-м и два режиссерских — за «вьетнамские» фильмы «Взвод» и «Рожденный четвертого июля»). Галерею первых лиц Стоун составлял как из художественных, так и из документальных картин — для последних он использовал многочасовые беседы, подобные тем, которые стали основой для «Путина». «Газета.Ru» вспоминает, о ком еще рассказывал режиссер.

»Джон Ф. Кеннеди. Выстрелы в Далласе» (1991)

Один из ранних «вождистских» фильмов, сразу утвердивший Стоуна в качестве сторонника (или любителя) теории заговоров. Сценарий был написан Стоуном на основе книги Джима Гаррисона «По следам убийц» (режиссер прочитал книгу и немедленно купил права на экранизацию) — и недвусмысленно намекал на то, что Кеннеди уничтожили американские спецслужбы; именно к такому выводу приходит прокурор, ведущий свое расследование. Фильм с участием Кевина Костнера и Гэри Олдмена произвел фурор и обсуждался по всему миру. Однако следует признать, что высказанное в фильме предположение все равно рассматривалось и критиками, и публицистами как художественное допущение, принятое Гаррисоном и Стоуном для пущей остроты. А вот зрители восприняли послание всерьез — и без того не прекращавшиеся разговоры о роли ЦРУ в убийстве политика после выхода фильма разгорелись с новой силой.

«Никсон» (1995)

Зрители нынешнего «Карточного домика», вероятно, будут удивлены, если в перерывах между сериями пересмотрят этот фильм. Ричард Никсон, блестяще сыгранный Энтони Хопкинсом, здесь полная противоположность Фрэнку Андервуду — он живой, теплокровный, страстный руководитель страны. Ему до всего есть дело — он высказывается о «бесполезных молодых людях», протестующих против войны во Вьетнаме, о том, чем занимается разведка, и хочет знать, что творится в штабе демократов. Именно последнее, как известно, и будет стоить ему поста. Интересно, что сам Стоун во времена Никсона был как раз в числе «бесполезных молодых людей». Впрочем, он своего героя нисколько не оправдывает — но, в полном соответствии со школой Станиславского, ищет мотивы поступков и глубоко портретирует экс-президента.

«Трилогия о Кастро» (2003–2012)

Документальный цикл, посвященный лидеру Кубинской революции и бессменному руководителю Кубы на протяжении полувека, ближе всего по технологии создания к «Путину». Стоун несколько раз ездил на Остров свободы, беседовал с Кастро в неформальной обстановке. Первый фильм — «Команданте» 2003 года — это просто интервью; его режиссер показал на фестивале «Сандэнс». Через год после «Команданте» Стоун сделал «В поисках Фиделя», в котором речь шла уже не столько о личности Кастро, сколько о политической обстановке на Кубе. А в 2012-м Стоун еще раз обратился к своему герою, сняв о сложившем обязанности первого секретаря ЦК кубинской Компартии Кастро фильм «Кастро зимой» — аллюзию на пьесу Джеймса Голдмена «Лев зимой».

«Александр» (2004)

Самая загадочная, если не сказать — непонятная, картина в этом ряду — байопик-пеплум, жизнеописание Александра Македонского с Колином Фареллом в главной роли. По сути — киноурок по истории, красочный и великобюджетный, но не более того. Никаких открытий и смелых домыслов, так свойственных Стоуну, никакой конспирологии и хлестких выводов — кроме разве что намека на бисексуальность полководца. Остается только пожалеть, что продюсеры не отдали картину автору «Ромео+Джульетты» Бэзу Лурману — он хотел снять в главной роли Леонардо Ди Каприо.

«Буш» (2008)

Злобный и насмешливый байопик про Джорджа Буша-младшего, сделанный незадолго до выборов, но не оказавший существенного пропагандистского влияния — американцы и без Стоуна решили проголосовать за Обаму. Не очень похожий на своего героя Джош Бролин играет американского президента, вечно задавленного своими родителями (а точнее, кланом). В оригинале фильм называется «W» — эту букву американскому президенту добавили, чтобы отличать от более успешного отца. Кстати, именно ее выламывали из клавиатур компьютеров уходящие сотрудники администрации Клинтона, покидавшие Белый дом.

«Мой друг Уго» (2014)

Формально венесуэльскому президенту Уго Чавесу Оливер Стоун посвятил два фильма. Первый, «К югу от границы», был сборным — в нем режиссер делал интервью сразу с семью лидерами Южной Америки, которые придерживались левых взглядов. Кроме Чавеса в картине были беседы, например, с Эво Моралесом и Раулем Кастро. Но именно Чавес присутствовал на премьере фильма на Венецианском кинофестивале в 2009 году. А «Моего друга Уго» Стоун выпустил к годовщине со дня смерти Чавеса — в 2014 году, хорошенько перетряхнув архив своих венесуэльских съемок. По стилистике, ритму, подходу фильм о самом экстравагантном латиноамериканском президенте вышел похожим на советские «политические» телевизионные документальные фильмы — Стоун разговаривает с близкими Чавеса, посещает его казарму и вместе с ним ходит по Каракасу. Чавес называет его своим другом, а друзьям острых вопросов, видимо, не задают.