Сотрудники Центра экспертиз СПбГУ провели экспертизу всего фильма «Матильда» и не нашли ничего оскорбительного ни для Николая II, ни для православных верующих, для которых он является святым. Всего экспертам было задано девять вопросов, касающихся возбуждения негативного, «ненавистнического» отношения к людям, негативного изображения религиозных обрядов. Кроме того, сотрудники ЦЭ СПбГУ ответили на вопрос о том, разглашается ли в фильме информация частного характера о Николае Романове, показываются ли в картине события, в связи с которыми император Николай II был объявлен святым, и есть ли в фильме порнография. Результаты экспертизы режиссер Алексей Учитель и его адвокат Константин Добрынин представили 13 июня в пресс-центре ТАСС.
Экспертная комиссия дала отрицательный ответ на все вопросы.
Несмотря на наличие в фильме религиозных действий (венчание, моление перед иконой), а также «спиритического сеанса», данные действия «не представлены в негативной или унизительной форме», пишут эксперты.
Не нашли эксперты и примеров фальсификации истории. «Фильм нельзя охарактеризовать как исторический или биографический, — пишут сотрудники Центра экспертиз и рекомендуют режиссеру сделать пометку об этом в титрах фильма. — Наличествующие расхождения с историческими фактами сводятся либо к их упрощению, либо к авторскому художественному взгляду».
«Мы специально просчитали все возможные вопросы, которые могут интересовать уважаемого депутата Поклонскую», — сказал адвокат режиссера Константин Добрынин.
Он рассказал, что журналистам специально раздали выводную часть — всего документ содержит 40 страниц, на которых фильм анализируется подробно.
Война экспертиз
<1>
«Вчера состоялось историческое событие: я был на приеме в Кремле по случаю праздника (12 июня), и там меня почти под руки подвели к Поклонской, — рассказал Алексей Учитель. — Мы поговорили минут пятнадцать». По его словам, Поклонская попросила предоставить фильм «своим экспертам». Речь, видимо, идет об авторах «психолого-культуролого-юридико-лингвистического, а также исторического исследования материалов фильма» (двух трейлеров и сценарной заявки на господдержку Фонда кино), которое провели и подписали несколько экспертов — научных сотрудников и профессоров различных институтов, в том числе Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования, Института мировой литературы им. Горького, Московского государственного лингвистического университета, а также членов экспертного совета по проведению государственной религиоведческой экспертизы при ГУ Министерства юстиции РФ по Москве.
Учитель фильм предоставлять не стал и предложил депутату самой ознакомиться с картиной, но получил резкий отказ.
Стоит отметить, что ни та ни другая экспертиза не имеют юридически обязывающего действия, но могут быть учтены, например, в ходе судебного разбирательства. Однако дело, как следует из слов Алексея Учителя, находится вовсе не в судебной плоскости.
«Депутат Поклонская пользуется должностью для того, чтобы засыпать нас запросами», — сказал режиссер. Адвокат Константин Добрынин добавил, что у него складывается впечатление, что Поклонская сама уже не помнит, в какие ведомства посылала запросы — по крайней мере, не может пересказать их выводы.
«Как только уважаемый депутат поняла, что аргумент об оскорблении чувств верующих нелеп, она начала просить проверять финансово-хозяйственную часть, — рассказал адвокат. — УК РФ объемен, уважаемый депутат находится примерно в середине его чтения, посмотрим, в чем еще она нас заподозрит». Его иронический настрой контрастировал с серьезностью режиссера. «К нам уже выстроилась очередь из проверяющих организаций», — рассказал Учитель уже без тени улыбки на лице.
Как все начиналось
Несколько лет назад «Матильда» была одним из немногих больших проектов отечественного кинематографа — с масштабными съемками и декорациями, огромным количеством статистов, звездами в ролях первого и второго плана и с прицелом на блокбастер. По этим параметрам фильм Алексея Учителя был похож, например, на «Викинг» — тоже костюмную и историческую драму; у них даже кастинг пересекался — и там, и там снимался Данила Козловский. Правда, самые главные роли в «Матильде» достались иностранцам, не слишком хорошо известным в России, — польской актрисе Михалине Ольшанской (балерина Матильда Кшесинская) и немецкому актеру Ларсу Айдингеру (наследник, будущий император Николай II), который играет в берлинском театре «Шаубюне». В картине в ролях второго плана занята его коллега по труппе Луиза Вольфрам, а также худрук театра Томас Остермайер.
Первоначально премьера картины была намечена на март 2017-го и, очевидно, приурочена к столетней годовщине Февральской революции.
Художник и власть. И народ. И церковь
За год до планируемого выхода в прокат был опубликован первый трейлер картины, в котором некоторые активисты-общественники монархической направленности (в частности, «Царский крест») усмотрели оскорбление последнего российского императора, а также искажение исторической правды. Поначалу авторы «Матильды» никак не отреагировали на эти заявления, но когда к процессу подключилась ставшая депутатом Государственной думы Наталья Поклонская, им пришлось думать, что противопоставить проверкам различными организациями по ее запросам. Так, фильм проверяла Генпрокуратура, которая не ограничилась доступным к тому времени трейлером и затребовала сценарий картины. Одним из требований Поклонской был запрет на прокат фильма как оскорбляющего чувства верующих — против чего выступили многие известные кинематографисты. В Кремле идею критиковать фильм, который пока не готов, назвали странной, а министр культуры Владимир Мединский охарактеризовал сложившуюся вокруг «Матильды» ситуацию как «вакханалию демократии». Определенную поддержку действиям Поклонской высказал епископ Тихон (Шевкунов), который, впрочем, призвал не требовать запрета фильма, чтобы не создавать ему лишнюю рекламу.
Похожую позицию заняли и представители «Российского императорского дома».
Между тем Поклонская ссылалась на то, что все ее запросы по поводу «Матильды» были продиктованы обращениями избирателей. Депутат рассказывала о письмах, которые подписали около 30 тысяч человек; такие же письма поступали и в Министерство культуры — в общественном совете ведомства сообщали о 20 тысячах тех, кто призвал запретить фильм Учителя. Кроме того, по запросу Поклонской было то самое, вышеописанное «психолого-культуролого-юридико-лингвистическое, а также историческое исследование материалов фильма». Согласно ему, в картине создан негативный образ Николая II — и потому, что он предпочел красивой Алисе Гессен-Дармштадтской (будущая императрица Александра Федоровна) непривлекательную балерину, и потому, что в картине Учителя его сыграл актер, который снимался в «сомнительных фильмах» (речь шла о фильме Питера Гринуэя «Гольциус и Пеликанья компания»).
Именно в ответ на эту экспертизу авторы «Матильды» и заказали собственную — хотя в Минкультуры и заявили, что выдача прокатного удостоверения фильму зависеть от результатов экспертизы Поклонской не будет.
Впрочем, все заявления культурных и политических деятелей (ситуацию комментировал даже спикер Госдумы Вячеслав Володин) не заставили Поклонскую отказаться от идеи запретить «Матильду». Кроме проверки фильма на оскорбление чувств верующих, по ее запросу проверялись и финансовые дела студии «Рок» Учителя — причем вплоть до пересчета статистов и требования обосновать трехкратный вызов на пробы актрисы Анны Чиповской (которая в картине в итоге не снялась). Режиссер даже горько пошутил, что на всевозможные проверки было потрачено столько же денег, сколько потребовалось на то, чтобы снять дорогой костюмный фильм.
Кстати, режиссер рассказал, что государственная субсидия, предоставленная Фондом кино, составляет около четверти бюджета фильма, остальное — деньги студии и частных инвесторов.
«Государство поддерживает нашу картину, и не только финансово», — сообщил Алексей Учитель, видимо, имея в виду недавние слова Дмитрия Медведева на форуме «Единой России» в Омске. Выступая на нем, премьер заявил, что низкий уровень культуры в обществе приводит к появлению нетерпимости, агрессии.
«Иногда она (агрессия. — «Газета.Ru») сводится к преследованию автора, произведение которого еще никто не видел. Нужно в этом смысле быть гораздо более терпимыми, очень внимательно относиться к тому, что происходит», — заявил Медведев.
Любопытно, что во время нынешнего фестиваля «Кинотавр» (проходит в настоящее время в Сочи) режиссер признался, что «Матильду» уже посмотрели и в администрации президента — и не нашли в картине ничего оскорбительного или пошлого. Повлияет ли это на его противостояние с Поклонской, пока непонятно. По словам Учителя, прокатного удостоверения у фильма еще нет, а основная работа над «Матильдой» хоть и закончена, но будет продолжаться — в картину необходимо добавить спецэффекты. Премьера намечена на октябрь и состоится в Мариинском театре, а в прокат фильм должен выйти 26 октября — в еще одну столетнюю годовщину, на этот раз Октябрьской революции.