Евгений Гранильщиков — один из самых титулованных молодых художников: в его арсенале есть премия Кандинского, гранты Музея современного искусства «Гараж», международные кинематографические и художественные фестивали. Он привносит кинематографические приемы в искусство, стирая грань между видеоартом, кинематографом и клиповой культурой, а также ядовито иронизирует над инертностью художественной тусовки.
Родовые черты его фильмов-зарисовок, которые, как правило, оказываются вписаны в тотальную инсталляцию из графики, фото и видео, — фрагментарность и рассинхронизация — примерно те же, что поселились в головах его ровесников, того самого поколения Y.
«Последнюю песню», вновь сконструированную из нескольких блуждающих сюжетов с едва уловимыми очертаниями, показывают на двух экранах, которые окружены несколькими фотографическими сериями работ. Она представляет собой симбиоз сценок, выхваченных из повседневной жизни, игрового кино и вклинивающихся в повествование скетчей. Нечто подобное можно было увидеть в работе Гранильщикова «Позиции», которая выставлялась в «Манеже» в рамках цикла выставок «Большие надежды». Ее герои,
красивые и встревоженные молодые люди, которые могли бы появиться, скажем, в фильме Ксавье Долана, говорили о невозможности какой бы то ни было политической вовлеченности в жизнь общества — ни для поэта, ни для гражданина.
Теперь же Гранильщиков вытеснил политику в цифровую реальность: распрощавшись с большими надеждами и вписавшись в новую, предложенную «Винзаводом» концепцию прощания с культом молодости, его герои разговаривают на фоне неумолкающего новостного потока, то встраиваясь в него, то, наоборот, отдаляясь. Даже вполне будничная жизнь оказывается, таким образом, подчинена актуальной повестке, и это напряжение очень отчетливо чувствуется. Схожее ощущение тревоги и изначальной травмированности мира оставляют после себя фильмы Шанталь Акерман, у которой Гранильщиков, очевидно, перенимает некоторые формальные приемы. Есть только одно существенное отличие:
Гранильщиков любит снимать красиво, порой до полной эстетизации.
Предполагается, что 15-минутные отрывки, показанные на выставке, превратятся в полноценный фильм — «документацию перформанса, затянувшегося на полтора года», как называет его сам художник. Сейчас их дополняет короткометражный фильм «В предрассветный час наши сны становятся ярче» о парижских буднях двух главных героев, который был полностью снят на мобильный телефон.
Помимо выставки «Последняя песня вечера», которая будет работать в Цехе Белого до 16 июня, на «Винзаводе» открыта вторая выставка цикла «Прощание с вечной молодость» — «Городская сауна» от «Лаборатории городской фауны».