Фонд кино с 2010 года распределяет государственную поддержку отечественного кинематографа. За это время появилось разделение с Министерством культуры — фонд сосредоточился на потенциально кассовых фильмах, а ведомство — на дебютах, авторском и детском кино. Обычно на долю фонда приходится половина от общей суммы выделенных средств (около 3 млрд рублей), которые по нынешним правилам распределяются между проектами компаний-лидеров отрасли и между остальными будущими картинами.
В 2017-м Фонду кино не сразу удалось договориться с Минкультом — соглашение было подписано только в конце апреля, когда раньше уже завершались питчинги.
Согласно документу, фонду было выделено 4 млрд рублей; правда, 1 млрд из них уйдет на модернизацию кинозалов в населенных пунктах с количеством жителей до 500 тысяч человек. Оставшиеся деньги будут распределены так — 2,5 млрд рублей заберут себе лидеры, а 500 млн достанется проектам других компаний. Кроме того, в соглашении был оговорен дополнительный критерий эффективности государственной поддержки — на каждые выделенные кинопроекту 100 рублей он должен привлечь одного зрителя.
С такими исходными условиями и была проведена очная защита проектов компаний-лидеров — она состоялась в ТАСС в пятницу, 2 июня. Результаты питчинга станут известны позже, а пока «Газета.Ru» выбрала несколько фильмов, которые привлекут внимание зрителей — когда доберутся до экранов.
«Последний богатырь»
<1>
Фэнтезийно-сказочный фильм интересен в первую очередь тем, что это совместный проект компании Yellow, Black & White и российского представительства Disney, которая уже вкладывалась в отечественное производство на «Книге мастеров». «Последний богатырь» снимается уже давно и почти готов к выходу (премьера должна состояться осенью этого года); его режиссером стал Дмитрий Дьяченко («День радио», «О чем говорят мужчины», «Кухня в Париже»). Проект целиком основан на русских сказках — среди героев богатырь Добрыня, юноша Иван и девушка Василиса, Кощей Бессмертный и Баба-яга, Чудо-юдо, Водяной, неподтвержденный сын Ильи Муромца и многие другие. Картина уже получала поддержку Фонда кино (50 млн рублей на прошлогоднем питчинге), сейчас ее продюсерам потребовалось еще столько же для завершения. Общий бюджет «Последнего богатыря» оценивается в 370 млн рублей, на маркетинг планируется потратить 150 млн рублей, а сборы прогнозируются в размере 850 млн рублей.
«Союз спасения»
Вдохновленная успехом «Викинга», кинокомпания «Дирекция кино» снова взялась за историческое кино. На этот раз речь идет о первой четверти XIX века — до момента восстания декабристов; часть действия будет проходить на Украине, но «без политических аллюзий». В основном же ответ на вопрос «откуда мы взялись и зачем» будут искать в России — например, самой массовой сценой станут события декабря 1825 года на Сенатской площади. Идею «Союза спасения» предложил Константин Эрнст (скорее всего, у проекта будет мощная поддержка Первого канала), сценарий написал Никита Высоцкий, а режиссером картины стал Андрей Кравчук. Бюджет фильма на этом питчинге не назывался, а у фонда продюсеры попросили 100 млн рублей — в дополнение к такой же сумме, полученной год назад. Съемки «Союза спасения» планируется начать в январе 2018-го.
«Венские каникулы»
Довольно дорогостоящий проект компании «Нон-Стоп Продакшн» (бюджет 750 млн рублей, у фонда Александр Роднянский попросил 250 млн) по киноповести, написанной еще в 70-е Владимиром Высоцким и Эдуардом Володарским. В картине расскажут историю сбежавших из концлагеря в самом конце войны русском летчике, немецком пасторе и участнике французского Сопротивления, которые собрались угнать секретный американский самолет. Режиссером картины назван Федор Бондарчук, съемки стартуют в 2018 году, а выход в прокат «Венских каникул» намечен на конец 2018-го или начало 2019-го.
«Сердце Пармы»
Экранизация одноименного романа Алексея Иванова про XV век, Пермский край, царя Ивана III и покорение язычников — и все это в фэнтезийном антураже. Это совместный проект компаний «Профит» и Star Media, его бюджет составит 420 млн рублей (из них продюсеры просят у Фонда кино 200 млн), а режиссером станет Сергей Бодров. На защите у экспертов вопросы возникли в основном к названию — по их мнению, «Сердце Пармы» выглядит слишком по-итальянски и с Пермским краем, который воспевает в своих произведения Иванов, не ассоциируется. Авторы фильма пообещали подумать над этим вопросом, а с господдержкой картины проблем, скорее всего, не будет — «Географ глобус пропил», экранизация еще одного романа пермского писателя, в свое время оказалась очень успешной.
«Тренер»
Картину про футболиста сборной по футболу, который после незабитого решающего пенальти уходит из большого спорта и становится тренером провинциальной команды, уже представляли на питчингах Фонда кино. Но тогда в числе создателей была только студия «Слово», а теперь к ней присоединились компания «ТриТэ», недавно созданная Данилой Козловским DK Entertaiment, а также телеканал «Россия 1». Козловский же исполнит в «Тренере» главную роль и станет режиссером (это будет его дебют в таком качестве) этой спортивной драмы с высоким бюджетом — на создание фильма планируется потратить 390 млн рублей. Впрочем, по словам продюсера «ТриТэ» Леонида Верещагина, у этой картины есть все шансы стать «кинособытием» 2018 года, поскольку в России будет проходит чемпионат мира по футболу — и «Тренер» окажется как нельзя кстати.
«Физрук спасает Россию»
Проект «Централ Партнершип», который продолжает добрую традицию переноса телепроектов с Дмитрием Нагиевым на большой экран. Предыдущий опыт с «Кухней» (где Нагиев, впрочем, был не самым главным героем) оказался весьма успешным, а сейчас речь идет о полнометражном воплощении сыгранного актером персонажа из сериала ТНТ «Физрук» — всю жизнь проработавшего охранников Фомы, который устраивается учителем физкультуры в обычную школу. Фильм по жанру предполагается комедийным боевиком (похожим на «Последнего бойскаута» с Брюсом Уиллисом), его бюджет предполагается в 250 млн рублей (у фонда просят 165 млн), а выход в прокат — осенью 2018 года.
«Танкисты (Т-34)»
<2>
Военная драма от компании «Марс Медиа» — рассказ о судьбе танкиста Ивушкина (Александр Петров), который в 1941-м сражался с немецкими танками, попал в плен и в 1944-м задумал дерзкий побег на привычной «тридцатьчетверке». Поставит фильм Алексей Сидоров; часть рабочих материалов была представлена в российском павильоне прошедшего Каннского кинофестиваля. В прокат картина, на которую собираются потратить 560 млн рублей, выйдет в октябре 2018 года.
«Притяжение 2»
Первый фильм о пришельцах в Чертаново вышел в прокат в начале 2017 года и собрал более миллиарда рублей — не самый стыдный результат для российского кино. На презентации Федор Бондарчук напомнил также, что картину продали в 74 страны. Сиквел обещает быть еще более масштабным — к проекту подключились китайские инвесторы (обещаны и актеры из Китая), общий бюджет составит 645 млн рублей, а у Фонда кино режиссер попросил 250 млн. Делать продолжение будет та же команда, то есть главные роли наверняка сыграют Александр Петров и Ирина Старшенбаум. Не помешает ли ему делать «Притяжение 2» работа над «Венскими каникулами», Бондарчук не уточнил. В прокат фильм выйдет в декабре 2019-го.