Девственницы — сами убийцы

На кинофестивале Каннах показали «Роковое искушение» Софии Копполы

Егор Москвитин (Канны)
Николь Кидман. Кадр из фильма «Роковое искушение» (2017) FR Productions
На Каннском кинофестивале показали новый фильм Софии Копполы «Роковое искушение» c Николь Кидман, Кирстен Данст и Эль Фаннинг — своего рода авторский ремейк картины «Обманутый» Дона Сигела с Клинтом Иствудом, который можно считать и легкой комедией, и собственным «Антихристом» молодого режиссера.

В южном американском штате идут сражения конфедератов и северян. Пока рядом взрываются пушечные ядра, маленькая девочка в аккуратном платье (Уна Лоуренс) собирает в лесу грибы — а находит раненого солдата-янки (Колин Фаррелл). И отводит его в свой пансионат — красивый колониальный особняк с колоннами и запущенным садом, где строгая госпожа Марта Фарнсворт (Николь Кидман) и уставшая воспитательница Эдвина (Кирстен Данст) учат пятерых девочек (включая героиню Эль Фаннинг) хорошим манерам.

Сначала барышни решают, что раненого врага нужно отдать патрулю южан. Потом думают, что по-христиански было бы вернее его сперва подлечить.

А затем соглашаются, что неплохо бы иметь в хозяйстве мужчину, который будет, цитата, «поливать все цветы». И начинают наряжаться, громко смеяться и еще больше приглядывать друг за другом — все же война.

<1>

Если фильм Копполы что-то выиграет, мир, скорее всего, перевернется:

у самого нежного режиссера своего поколения вновь получился искрометный и воздушный, но явно не обладающий достаточным весом для каннского жюри фильм.

Впрочем, в его невесомости есть своя прелесть. Он не зовет ни на какие баррикады, как, например, показанный вне конкурса сериал «Вершина озера».

Сложно ведь заподозрить в артикулированном феминизме фильм, все беды героинь которого — в их собственных чувствах.

Хотя спрос на переосмысление роли женщины в большом кино на фестивале ощущается: днем раньше у критиков, например, вызвал особое возмущение «Роден» Жака Дуайона. В нем воспроизводится вечная, но давно потерявшая свое очарование матрица биографического фильма о великом муже своей эпохи.

Страстно творил, неочевидно любил, изменял жене, спал со всеми подряд. Смотреть такие байопики больше неинтересно ни женщинам, ни мужчинам.

Кирстен Данст и Колин Фаррелл. Кадр из фильма \«Роковое искушение\» (2017) FR Productions

Радикально нового прочтения сценария фильма «Обманутый» с Клинтом Иствудом «Роковое искушение» тоже не предлагает. Оригинал 1971 года был устроен довольно хитро. Например, его реклама эксплуатировала образ Клинта Иствуда с револьвером, но на самом деле тот ни в кого не стрелял — и это не спойлер, потому что фильм Копполы не является ни дословным ремейком фильма Дона Сигела, ни точным переложением оригинального романа Томаса Куллинана. А мужчина в картине с Иствудом был жертвой куда в большей степени, чем женщины, которым в ней неявно отводилась роль сексуальной угрозы: семидесятые — время расцвета жанра sexploitation.

Поэтому фильм Копполы, казалось бы, выходит в самое подходящее время, чтобы перевернуть шахматную доску. Но вместо соперничества с маскулинным кино прошлого

режиссер, кажется, предпочитает тяжбу с «Антихристом» Ларса фон Триера — другой историей про таинственный лес, где мужчина и женщина боролись со своими сексуальными демонами, призывая в помощь Библию и богатую европейскую культуру очистительных страданий.

Героини «Рокового искушения» ведут себя похожим образом: учат французский, музицируют, не щадя девичьих рук работают в саду и носят белоснежные платья, а каждую свою уступку симпатичному пленнику объясняют христианскими мотивами. Тем не менее фон Триер метко использует метафоры из животного мира, а Коппола от них отказывается — хотя сравнения с козлом в огороде, волком в овечьей шкуре и лисом, повадившимся воровать кур, напрашиваются сами собой.

Но Коппола выбирает для аллегорий образ не леса (вполне мужской), а дома (женский) — и с помощью света, теней и мелких деталей показывает, как меняется среда обитания героинь, когда в ней появляется чужак.

\«Роковое искушение\» (2017) FR Productions

А там, где Ларс фон Триер доходит до крайностей, Коппола лишь хихикает — и в этом, очевидно, есть мудрость. Режиссер снова обманывает ожидания зрителя — но на сей раз, в отличие от «Элитного общества», это скорее комплимент. Вместо напрашивающейся кровавой расправы — остроумная психологическая игра.

Вместо манифеста освобождения женщин от мужчин — безжалостная раздача всем сестрам по серьгам.

Вместо отчаянного надрыва — колкие шутки. Вместо поиска виноватого — констатация факта, что виновата во всем природа, чтобы отгородиться от которой и построен белый дворец. Наконец, вместо фестивальной глубины (до нее, если честно, имеет смысл докапываться лишь журналистам, которым без этого просто нельзя) — просто легкомысленное любование двумя выдающимися женщинами, пятью милыми девушками и одним ирландским мужчиной. Коппола даже не заставляет их играть, что особо заметно в сравнении с «Убийством священного оленя» Йоргоса Лантимоса, где тоже есть Кидман и Фаррелл.

Коппола просто веселится — и ее смех заражает. На всякого мудреца довольно простоты, а уж на дочь мудреца — и подавно.