СССР, 1963 год. Валентин Козырев (Евгений Миллер) мечтает стать пианистом, но его мать тяжело больна, а пианино продал отец — чтобы получить деньги на лекарства и водку. У Козырева в прошлом был удачный опыт карманной кражи, он просит соседа порекомендовать его настоящим «щипачам» для работы в Петергофе, где много туристов.
На экскурсию в Ленинград вместе с группой комсомольцев из Ростова приезжает веселый и общительный Петр Луговой (Илья Носков), который во время морской прогулки знакомится со студенткой Марианной (Ольга Павловец) и ее друзьями — журналистом-международником Александром (Кирилл Рубцов) и физиком Владленом (Андрей Некрасов).
Козырев проходит строгий отбор у опытного вора и выходит на первое дело — как он и хотел, в Петергоф. Туда же приезжают и ростовская молодежь, и Марианна со спутниками. Девушка понравилась Луговому, он ее практически преследует — и замечает, как новообращенный вор вытаскивает из ее кармана кошелек. Погоня за Козыревым заканчивается для Лугового в милиции, а Марианна больше расстроена тем, что ее планы на веселый отдых были сорваны, — и винит в этом она совсем не того, кого следует.
Канал НТВ начинает показ сериала «Наше счастливое завтра»,
герои которого становятся воротилами подпольного бизнеса из-за любви, но даже заработанные миллионы не дают им права на простое человеческое счастье.
По анонсу «Наше счастливое завтра» — это 16-серийная история советских цеховиков, от зарождения подпольного бизнеса в начале 60-х (когда за это просто расстреливали) и до естественного прекращения этого явления в начале 90-х, в связи с окончанием строительства социализма (когда заматеревшим капиталистам прятаться стало уже не надо). Петр Луговой организует целую подпольную империю, но добиться Марианны ему это не поможет, зато привлечет внимание ОБХСС в лице бывшей студентки Ольги Кленовской (Мария Луговая) — в общем, любовь и криминал будут идти рука об руку.
Примерно такую же антологию — только про фарцовщиков в СССР — пару лет назад собирались делать Александр Цекало и Александр Котт, но из задуманных нескольких сезонов сериала «Фарца» пока вышел только один (его показывал Первый канал весной 2015-го) — о тех самых 60-х, когда все только начиналось.
Стилистически сериалы выглядят как полные противоположности. В «Фарце» все ярко и солнечно и в целом оптимистично — раз уж у Гагарина получилось слетать в космос, то уж перепродать иностранную шмотку с выгодой получится даже у таких везучих недотеп, как главные герои.
Этот оптимизм проглядывается даже в том небольшом эпизоде, когда валютчика Рокотова (в исполнении Евгения Цыганова) приговаривают к расстрелу, и поколебать уверенность персонажей в счастливом завтра получается только у бандита по кличке Понт (но он и сам выглядит как пришелец из другого мира).
В «Нашем счастливом завтра» все краски приглушены, словно это документальная съемка тех лет, долго пролежавшая на полке. Такой же прием применялся в «Ленинграде 46», еще одном историческом проекте кинокомпании «Триикс Медиа» и режиссера Игоря Копылова, выигравшем в свое время у «Фарцы» битву рейтингов.
Сходства у «Фарцы» и «Нашего счастливого завтра», впрочем, намного больше.
Оба сериала главными героями делают людей, находящихся на другой стороне закона. И пусть они оказались там по уважительным вроде бы причинам — но любой суд вряд ли примет в качестве оправдания спасение попавшего в долговую кабалу друга, желание добиться расположения понравившейся девушки или проданное отцом-пьяницей пианино.
И перед авторами сериалов стояла нелегкая задача — добиться, чтобы зритель сочувствовал гражданам-фарцовщикам, цеховикам и прочим элементам, живущим на нетрудовые доходы. Конечно, в наше время они если не перешли в разряд героев своего времени, то очень близки к этому — все же весь российский капитализм, можно сказать, придумали еще тогда, в 60-е. Но почему-то до сих пор герои повести «Понедельник начинается в субботу» братьев Стругацких выглядят симпатичней самых обаятельных из современных им жуликов. Наверное, именно так и должно быть.