1960 год. В советском МИДе работает аналитический отдел, возглавляемый Рутой Блаумане (Северия Янушаускайте) — американской коммунисткой-перебежчицей. Под ее началом трудятся молодые специалисты (Егор Корешков, Риналь Мухаметов, Артем Быстров).
Внезапно сверху присылают партийного функционера товарища Бирюкова, которого поначалу принимают с настороженностью, но тут начинается новый виток международных отношений и мидовцам становится не до жиру — приходится действовать сообща.
13-серийный сериал «Оптимисты» — первая законченная режиссерская работа Алексея Попогребского за 8 лет — с выхода фильма «Как я провел этим летом». За это время постановщик успел снять несколько короткометражек, поработать над дорогим 3D-проектом (который пока остается незаконченным), но довести до конца удалось лишь «Оптимистов». Не последнюю роль в этом сыграл продюсер сериала Валерий Тодоровский, рука которого чувствуется уже начиная с титров.
Как и «Оттепель», «Оптимисты» очевидно вдохновлены американскими «Безумцами» — это читается и в общем ретронастрое, и в стилизованных титрах, где в чайной чашке вдруг обнаруживается тонущий авианосец.
Формально каждая серия рассказывает об одном реальном событии — вроде сбитого советскими ПВО над Свердловском самолета-шпиона, управляемого Фрэнсисом Гэри Пауэрсом.
При этом почти весь сюжет собственно серии — плод вымысла бригады сценаристов во главе с Михаилом Идовым.
В конце концов, и отдел, о котором идет речь в сериале, никогда в реальности не существовал, а Попогребский вообще говорит, что «Оптимисты» сделаны в жанре «альтернативной истории». Этот ход понадобился автору для того, чтобы рассказать не ретроисторию про время (которой в значительной степени была «Оттепель»), а поговорить на более общие темы, актуальные как тогда, так и сейчас.
Видимо, именно из-за желания режиссера по возможности уйти от привычной ретростилистики «Оптимисты» выглядят немного странно.
С другой — записанная под метроном стилизация под серф на саундтреке, холодная цифровая картинка и построение кадра, характерное для отечественных сериалов вообще и продукции канала «Россия» в частности. Возможно, российские кинематографисты просто опасаются, что ортодоксального зрителя может спугнуть излишне эстетское изображение, и у такой логики, безусловно, есть свой резон. Однако опыт «Ликвидации», «Мажора» (и других сериалов компании «Среда») или той же «Оттепели» (в которой с изображением была проведена хотя бы механическая работа) свидетельствует скорее об обратном.
Во-первых, режиссер подчеркивает, что снимал не многосерийный фильм, а именно сериал, так что персонажи (среди которых есть крайне любопытные) будут расти, развиваться и проходить разнообразные проверки на вшивость и прочность. Во-вторых, как это и водится за кинороманами (любимым жанром продюсера и режиссера Тодоровского), судить по первым главам о целом произведении можно только в том случае, если они из рук вон плохи, а это все-таки совершенно не тот случай. Да и вообще оптимизм, как ни крути, вещь хорошая.