Телевизионные игры почему-то оказались едва ли не единственным жанром, в котором советские телевизионщики были на равных со своими западными коллегами. Не по количеству шоу — одному (к тому же насквозь государственному) каналу сложно тягаться с развитой индустрией США и Британии, — а по качеству контента. Конечно,
в фаворе в основном были обычные конкурсы вроде «А ну-ка девушки», но славу на международной арене отечественному телевидению создали не они.
Вообще, западные телепродюсеры вряд ли в то время оглядывались на то, что делается за «железным занавесом». Игры из обычной жизни закономерно оказались сначала на радио, а в конце 30-х пришли и на новорожденное телевидение. Первым таким шоу стало Spelling bee — очень популярная в англоязычных странах игра, которая требует правильного произнесения слов по буквам (в нее на национальном уровне играла, например, Лиза Симпсон в одной из серий «Симпсонов»).
Настоящий расцвет ждал телеигры в 50-е — но вместе со скандалами, связанными с обвинениями в подсуживании и нечестной игре, которые привели в итоге к практически полному исчезновению (на какое-то время, конечно) телевикторин и ограничению размеров возможного выигрыша (это ограничение ушло само вместе с ростом инфляции).
Кинематографисты мимо столь серьезного явления пройти, разумеется, не могли —
и в 1994-м, когда страсти в значительной мере улеглись, по мотивам тех событий был снят фильм «Телевикторина» с Джоном Туртурро и Рэйфом Файнсом.
Сейчас, кстати, подобные ситуации, пожалуй, возможны только в кино — суды США в конце 50-х и начале 60-х приняли законы, которые если не исключают шулерство полностью, то сводят его вероятность к очень незначительным величинам. Честным быть просто-напросто выгоднее.
Все по-честному
В СССР подобных проблем не было, особенно в самом начале 60-х, когда появилось много новых и, как выяснилось, хороших передач — они шли в эфире в течение долгого времени, а некоторые идут до сих пор. В 1961-м был запущен «Клуб веселых и находчивых» — прямой наследник вышедшего еще в 1957-м, на первой волне оттепели, и тогда закрытого после инцидента со зрителями (их попросили летом приехать в зимней одежде в студию, чтобы получить приз) шоу «Вечер веселых вопросов».
Игра слов тогда была в моде, так что превращение ВВВ в КВН (это также была одна из возможных расшифровок названия самой распространенной модели телевизора того времени) прошло относительно безболезненно.
Как и другие тематические программы начала 60-х (например, «Здоровье» или «Клуб путешественников»), КВН вполне прижился на телевидении и не только: клуб породил среди учащихся вузов целое движение, сравнимое по популярности со студотрядами. А закрыт был в 1972-м — по причинам, как говорится, далеким от творческих, поскольку потенциал передачи не был реализован до конца. Исправить эту ситуацию удалось только в конце 80-х, во время горбачевской перестройки, когда Александр Масляков снова стал вести возрожденный КВН.
Масляков вообще был одним из самых узнаваемых телеперсон того времени — команда МХТИ 1986–1987 годов назвала его «бессменным ведущим со Средних веков» (на самом деле Масляков пришел в программу только в 1964-м).
Как бы то ни было, сейчас КВН — это международная империя, в которой множество команд (больше всего — из стран бывшего СССР), фестивалей и конкурсов.
Примерно такой же путь прошла и другая телевизионная игра советского времени — интеллектуальный клуб «Что? Где? Когда?».
Придуманная в середине 70-х Владимиром Ворошиловым и Наталией Стеценко, телеигра со временем превратилась в международную корпорацию, которая также в основном охватывает страны, появившиеся на месте бывшего СССР. Но есть и отличия — ЧГК никогда не закрывали (после смерти Ворошилова в 2001 году ведущим стал Борис Крюк), а формат передачи был продан, например, в Турцию (там программа выходит с 2011 года) и в США (Million Dollar Mind Game выходила на канале ABC в 2011 году и была закрыта после первого сезона — но не потому, что оказалась плохой).
Все уже было в «Симпсонах»
В постсоветское время производство оригинальных игровых шоу практически сошло на нет — телевизионщикам наконец разрешили посмотреть на остальной мир, где игровая телеиндустрия процветала не одно десятилетие, и выбрать из предложенного ассортимента пусть не лучшее, но близкое к нему.
Впрочем, впервые это началось в самом конце 80-х, когда СССР хоть и не здравствовал, но вполне себе существовал. Капитан уже упомянутой команды КВН из МХТИ Михаил Марфин стал первым из нового набора, кто в итоге сменил профессию — вместо химика-технолога стал телеведущим. В 1989-м он начал вести «Счастливый случай», западным аналогом которой была настольная игра Trivial pursuit («Гонка за лидером») — коробку с ней дарили всем участникам программы и вообще всячески продвигали ее на российский рынок настольных игр. Продержался «Счастливый случай» в эфире ОРТ (сейчас — Первый канал) на удивление долго, до 2000 года, потом переехал ненадолго на ТВЦ и вскоре был окончательно закрыт.
Примерно в одно время со «Счастливым случаем» свое знаменитое колесо раскрутило и «Поле чудес».
Ее первым ведущим был Влад Листьев, ответственный за многие громкие телепроекты перестроечного времени — например, он придумал (или перенес на российскую почву) «Взгляд», «Час пик» и ток-шоу «Тема». И если «Час пик» был скопирован с шоу Ларри Кинга, то образцом для «Поля чудес» стала игра «Колесо фортуны» (Wheel of Fortune), тоже родом из США.
Но Листьев покинул проект уже через год, оставив его на попечение шоумена и аукциониста Леонида Якубовича, который и превратил шоу в подлинно народное и более русское, чем, например, элитарный ЧГК.
Выражение «нет такой буквы в этом слове» и груды домашних солений и других подарков, которыми благодарные участники заваливали ведущего, стали предметом для многочисленных шуток (в том же КВН), а также основой для музея программы, открытого к ее 25-летию в телецентре «Останкино».
Западный формат был использован и для игры «Кто хочет стать миллионером?» (которое первоначально выходило как «О, счастливчик») — основой для нее послужила британская викторина Who Wants to Be a Millionaire?, и для программы «Слабое звено» (тоже британская The Weakest Link), и для «Своей игры» (американская Jeopardy!), и для «Сто к одному» (Family Feud). Одним из немногих примеров собственного игрового контента в телеиграх того времени был «Брэйн ринг», придуманное создателем ЧГК Владимиром Ворошиловым еще в начале 80-х командное состязание, похожее на «Что? Где? Когда?».
Вообще, сейчас создать оригинальное развлекательное игровое шоу достаточно сложно — оно обязательно будет похоже на что-то уже существующее; 80-летний опыт практически гарантирует это. И в покупке западных форматов отечественными каналами нет ничего плохого — таким образом они избегают рисков судебных разбирательств, а привнесенные при адаптации национальные особенности все равно превращают различные «Колеса фортуны» в по-настоящему отечественный телепродукт. Каким, например, стало за прошедшие 27 лет «Поле чудес».