Церемония «Маски» в этом году началась не с приветственных адресов, а с печальной ноты — свое выступление в начале вечера директор «Золотой маски» Мария Ревякина посвятила Георгию Тараторкину, со дня основания премии в 1997 году бывшему ее бессменным президентом. После кончины артиста 4 февраля президентом «Маски» стал Игорь Костолевский.
Спектакль «Русский роман», поставленный в Театре им. Маяковского его художественным руководителем Миндаугасом Карбаускисом, стал лауреатом «Золотой маски» в номинации, считающейся главной, — драматический спектакль большой формы.
Поставленный по пьесе литовского драматурга Марюса Ивашкявичюса, он рассказывает о семейной драме Льва Толстого и его последних днях.
Этот спектакль стал чемпионом по количеству побед — Евгения Симонова была признана лучшей актрисой за роль Софьи Андреевны, а автор пьесы победил в новой номинации «Лучшая работа драматурга».
Компанию Евгении Симоновой составил Данила Козловский, сыгравший главную роль в «Гамлете» Льва Додина в питерском Малом драматическом театре — Театре Европы.
Получая приз за лучшую мужскую роль, он поблагодарил Додина за то, что он, ставя настолько классическое произведение, находит возможность «задавать в нем те вопросы, которые могут и должны быть заданы именно сейчас». При этом лучшим режиссером драмы назвали Андрея Могучего — худрука БДТ, реформировавшего знаменитый театр Георгия Товстоногова, за спектакль «Гроза», поставленный на этой петербургской сцене. А в малой форме отметили спектакль «Магадан/Кабаре» театра «Около дома Станиславского» в постановке его руководителя Юрия Погребничко.
В балете лучшим спектаклем стал «Ромео и Джульетта», поставленный в Екатеринбургском театре оперы и балета Вячеславом Самодуровым — лидером российского танцевального театра, пришедшим в балет из современного танца. Кстати, в номинации, посвященной современному танцу, победил спектакль «Все пути ведут на север» столичного «Балета «Москва».
Не остался без призов и Большой — его постановка «Роделинда» была признана лучшим оперным спектаклем, а ее постановщик Ричард Джонс — лучшим оперным режиссером.
Зато куда меньше наград досталось постановке «Травиата», ставшей объективной сенсацией — всемирно известный режиссер Роберт Уилсон поставил ее в Пермской опере, а за дирижерский пульт встал художественный руководитель и главный мотор этого театра Теодор Курентзис — ему достался титул лучшего оперного дирижера.
Уилсон, всегда сам рассчитывающий и прописывающий световые партитуры своих постановок, удостоился титула лучшего художника по свету.
Надо сказать, что и в драме лучшим художником был признан режиссер-экспериментатор Николай Рощин, также взявшийся сам оформлять свой спектакль «Ворон», поставленный в петербургском Александринском театре. Кажется, постановщик был немало удивлен таким решением жюри, которым в этом году руководил худрук РАМТа Алексей Бородин.
В номинации «Эксперимент», одной из самых интригующих на «Золотой маске», победила постановка «Снегурочка» новосибирского театра «Старый дом», которую поставила на музыку композитора Александра Маноцкова режиссер Галина Пьянова.
«Музыкой для нас является все. Поэтому в качестве музыкальных инструментов мы будем использовать как классические предметы, с помощью которых традиционно извлекаются звуки, так и бытовые. Гармошка, скрипка, флейта, медный таз.
Оркестрантами выступят сами артисты. Музыка станет стержнем, хребтом спектакля, таким же равноправным элементом, как сценография, актерское исполнение и световая партитура», — рассказывает постановщик о спектакле в программке фестиваля.
Соперниками сибиряков в этой категории были самые разные постановки — «Язык птиц», поставленный в БДТ вместе с центром по работе с людьми с аутизмом «Антон тут рядом», «Разговоры беженцев» по одноименной пьесе Бертольта Брехта, сделанные фестивалем «Точка доступа» и играющиеся на вокзалах Москвы и Петербурга, постдраматическое «Поле» театра post и научный театр «Макс Блэк, или 62 способа подпереть голову рукой», поставленные в Электротеатре «Станиславский» Хайнером Гёббельсом.
Закрывать «Маску» пришлось уже новому ее президенту Игорю Костолевскому — по традиции, после вручения главных наград приступают к наградам почетным.
В этом году их лауреатами стали вахтанговец Владимир Этуш, премьер Александринки Николай Мартон, а также худрук МХТ Олег Табаков.
Кроме того, почетные награды вручили худруку Дагестанского кумыкского государственного музыкально-драматического театра Айгум Айгумову, солистке Мариинской оперной труппы Ирине Богачевой, основателю якутского «Олонхо-театра» Андрею Борисову, грузинскому театральному гуру Резо Габриадзе, а также актеру, педагогу и режиссеру Омского музыкального театра Георгию Котову — ему «Маска» была вручена посмертно.
Нынешняя церемония вручения главной театральной премии страны запомнится не только своими решениями, но и постановкой церемонии, которой занимались хореограф Александр Андрияшкин, художник Ксения Пететрухина и режиссер Нина Чусова, а провели артисты Сергей Епишев и Анна Чиповская. Постановщики одели ведущих в одной черно-белой гамме с артистами современного танца и включили ведущих в изысканное пластическое действо, в котором танец сочетался с яркими световыми решениями. Была у этой постановки и собственная идеологическая линия - пока на авансцене шло награждение, на заднем плане все время продолжалось движение — видимо, символизируя тот факт, что театр и искусство в своей работе не останавливаются ни на минуту, даже на время получения наград. И что в вечном для искусства споре процесса и результата процесс все равно важнее - и потому побеждает.