В минувшую пятницу Филипп Киркоров опубликовал у себя в инстаграме видео, в котором появился в костюме вроде тех, в которых щеголяли герои клипа «Тает лед» группы «Грибы». Это, пожалуй, высшая точка новой, второй волны хайпа вокруг киевского коллектива — если первая была зарегистрирована только в соцсетях, то вторая выплеснулась далеко в офлайн.
В один день с публикацией Киркорова пародия на клип вышла в «Вечернем Урганте», ранее свои версии хита киевской группы представили московские гастарбайтеры, группа «ВИА Гра», а также пользователи интернета, в своих роликах заставившие плясать под «Грибов» Чака Норриса, Жан-Клода Ван Дамма, героев сериала «Друзья» и многих других. Сейчас у клипа, всего за две с половиной недели, — 23 миллиона просмотров на YouTube. И снижения ажиотажа ждать не приходится.
<2>
«Тает лед» — это во многом демонстрация и декларация достижений. За месяц до выхода клипа из группы ушел Kyivstoner — рэпер и видеоблогер, самый колоритный герой «Интро» — самого первого видео «Грибов». Новое видео в этом смысле — доказательство того, теперь все будет лучше прежнего. Особенно учитывая, что «Грибам» — с момента появления весной прошлого года — сулили участь группы-однодневки.
Сейчас у ансамбля закончился тур по России, впереди — масштабные гастроли по Украине.
Такого вертикального взлета действительного не было ни у одного русскоязычного коллектива, особенно учитывая, что «Грибы» всем своим видом показывают, что не собираются становиться группой одного хита. При этом все случилось так быстро, что с причинами хайпа никто толком не успел разобраться — статьи по теме сливаются в единый и не всегда нецензурный восторженный стон.
<3>
Формально все довольно просто. Клип «Интро» моментально стал мемом, подхватив одновременно новый виток клипмейкерства и модную волну хип-хауса (смесь речитатива и музыки хаус). «Грибы» действуют резво и напористо, нервно похихикивают, поминают запрещенные вещества и призывают всех срочно танцевать.
При этом в случае с киевлянами вообще ни разу не заходит речь о таланте, технике читки или музыкальных достоинствах. Минуя сердце и мозг, эти песни бьют сразу в мозжечок.
Причем происходит это с такой частотой и точностью, что мы имеем дело с новой технологией мемопроизводства. До этого момента таковой в России обладал разве что Сергей Шнуров, но его клипы работали с довольно ограниченным смысловым и музыкальным сегментом. «Грибы» же — это нечто принципиально иное. И если ты не сразу пустился в пляс, то не вполне понятно, как это работает.
Попробуем разобраться.
Первая очевидная удача — яркий и запоминающийся логотип, отсылающий к рейвам 90-х и канонической рожице с плакатов группы Nirvana. Он быстро врезается в память, его легко рисовать на стенах — в этом можно запросто убедиться, прогулявшись по какой-нибудь московской, например, промзоне. Дальше — сложнее. Несмотря на то что «Грибы» не дают интервью, имена участников известны. Это рэперы 4atty aka Tilla, Симптом НЖН и Юрий Бардаш. Первые двое — угодившие в проект, к своему счастью, андерграундные киевские эмси. Последний — глава лейбла Kruzheva Records и муж еще одной героини прошлого года — певицы Луны.
<6> Несмотря на то что артисты активно отказываются признавать за Бардашем лидерство, апеллируя к рэперскому братству образца Wu-Tang Clan или Beastie Boys, важность его фигуры очевидна. До этого его продюсерской удачей стала перезагрузка коллектива Quest Pistols, которые добавили к имени слово «Show» и записали плясовой кавер на былой хит «Белая стрекоза любви». Известно, что идея перепевки исходила именно от Бардаша. В «Грибах» он формально — полноправный артист, тексты которому пишет 4atty, но на деле все указывает на то, что он если не продюсер, то редактор, получивший эту должность благодаря хитмейкерскому чутью.
«Присоединяюсь к #грибычелендж вместе со своим шоу. Очень бы хотел услышать коллектив в живую. Это действительно новый формат для нашей эстрады», — написал Филипп Киркоров, комментируя свое видео в стиле.
Интересно, что наряду с «модными» хештегом и словом «челендж» заслуженный артист совершенно неслучайно употребил пыльный термин «эстрада», которым в последние годы принято обозначать самую забубенную русскую поп-продукцию — между «Нашим радио» и «Радио Шансон» со всеми остановками. То самое слово, к которому, кстати, апеллирует и новейший виток «Ленинграда». Киевская группа действительно плоть от плоти этого культурного слоя. Другое дело, что украинские артисты уже давно обходят русских по части продакшена и общей певучести, но у «Грибов», несмотря на вроде как суровый рэперский имидж, не слова, а словечки, не звуки, а звучки.
<5>
Для того чтобы мем пошел в народ, нужно случайно или сознательно найти идеальный общий знаменатель, который объединит максимальное количество самых разных людей. Гипотетические стадионы «Грибов» будут наполнены мечтающими о красивой жизни гопниками и грезящими о гоп-романтике мажорами — жизненные установки обоих, на самом деле, практически идентичны и сходятся в витрине с новой коллекцией гоп-модельера Гоши Рубчинского. Для полноты картины остается лишь организовать «Грибам» родословную, которая, несмотря на яркость новой обертки, тоже вполне очевидна. Примерно так же, с песен-мемов, начинали «Мальчишник» и «Дискотека «Авария». Ну а самые близкие родственники здесь — питерская группа «СТДК», канувшая в Лету в начале нулевых. Вот, кстати, был бы реюнион так реюнион.