«Зверополис» украли вместе со зверями

Сценарист обвинил «Дисней» в краже его идей для мультфильма «Зверополис»

Макс Степанов
Кадр из мультфильма «Зверополис» (2016) Walt Disney Pictures
Сценарист фильма «Вспомнить все» обвинил компанию «Дисней» в том, что у него украли персонажей и сюжет мультфильма «Зверополис». В «Диснее» обвинения отрицают и готовы отстаивать свою правоту в суде.

Сценарист Гэри Голдман обвинил кинокомпанию The Walt Disney в незаконном использовании его идей при производстве анимационного фильма «Зверополис». Голдман утверждает, что для «Зверополиса» использовались персонажи, сюжетные ходы и даже диалоги из его проекта, который он дважды предлагал кинокомпании — но оба раза ему отказывали.

Кроме того, сценарист уверен, что его случай — один из многих в обширной истории кражи идей, которой на корпоративном уровне занимается «Дисней».

«Несмотря на то что The Walt Disney Company строго соблюдает собственные авторские права, компания разработала систему, которая не только допускает несанкционированное копирование чужих материалов, но и поощряет ее», — приводит издание Variety слова Голдмана. Он добавляет, что, по распространенной в «Диснее» практике, сотрудники компании отказывают авторам в сотрудничестве, чтобы потом позаимствовать их проекты.

В компании все обвинения отвергли, назвав их «явно ложными».

«Это беспринципная попытка мистера Голдмана претендовать на успешный фильм, который он не создавал. И мы будем решительно защищать его в суде», — заявили в пресс-службе «Диснея».

«Зверополис» — полнометражный анимационный фильм о населенном антропоморфными животными городе. Главный герой — крольчиха Джуди, у которой есть мечта стать стражем порядка. С отличием окончив академию, она отправляется в собственно Зверополис, поступает на работу в полицию, где ее принимают очень неласково. В первый день ее отправляют выписывать штрафы за парковку, начальство ее третирует, мошенники пользуются ее доверчивостью, а в самом городе процветают расизм и коррупция — с которыми Джуди и приходится бороться в меру своих сил и с помощью хитрого лиса Ник.

«Зверополис» вышел в марте 2016 года, заработал любовь критиков (рейтинг фильма на Rotten Tomatoes — 98%) и зрителей (общемировые сборы превысили миллиард долларов), а заодно получил «Оскар» и «Золотой глобус» как лучшая анимационная картина года.

Гэри Голдман (не путать с его полным тезкой — продюсером и режиссером) не очень известен — как, впрочем, и другие сценаристы. Но в его фильмографии есть фильмы «Вспомнить все» (снятая Полом Верховеном в 1990 году с Арнольдом Шварценеггером по произведению Филипа К. Дика) и «Пророк» Ли Тамахори, основанный на одной идее из рассказа Дика «Золотой человек». Еще он был автором одной из ранних версий сценария фильма «Особое мнение» (который должен быть стать сиквелом «Вспомнить все») 2002 года — часть написанных им сцен все же вошла в итоговый вариант картины с Томом Крузом.

В своем иске он написал, что еще в 2000 году задумал большой проект, концепция которого предполагала рассказ о художнике-аниматоре, создающем мир животных — отражение человеческого общества. Заявку на первую часть проекта — фильм «Looney» Голдман зарегистрировал в американской Гильдии писателей; в дальнейшем предполагались съемки и анимационного фильма под названием «Zootopia» (так в оригинале назывался и «Зверополис»), персонажей для которого разработал нанятый им художник.

По мнению Голдмана, эти персонажи очень похожи на героев «Зверополиса».

Этот проект он предлагал бывшему президенту «Диснея» по кинопроизводству Дэвиду Хоберману (который в то время возглавлял компанию Mandeville Films). В 2009 году Голдман предложил свою историю вице-президенту «Диснея» Бригаму Тейлору, который показал его наработки в департаменте анимации, но дальше разговоров о приобретении прав дело так и не пошло.

В иске сценарист не указывает, почему он решил обратиться в суд спустя год после выхода «Зверополиса».

Впрочем, например, Джеймсу Кэмерону пришлось доказывать оригинальность своего «Аватара» несколько раз — не считая совсем уж похожих на анекдот случаев, когда партия «Коммунисты Петербурга и Ленинградской области» обвинила его в том, что исходную идею американский режиссер взял из произведений братьев Стругацких, а министр культуры Якутии нашел аллюзии на эпос «Олонхо». И, кстати, пока что никому не удалось доказать, что Кэмерон использовал не собственные идеи.

Создатели «Зверополиса» в своих интервью рассказывали, что его идея родилась у них в 2010 году и что первоначально речь шла о чем-то похожем на Джеймса Бонда в мире животных — и только в процессе разработки «Зверополис» стал детективом с кроликом и лисом в главных ролях. В общем, суду предстоит долго разбираться в процессах творческих изысканий — что сутяжного сценариста, что сотрудников огромной киноимперии.