King Gizzard and Lizard Wizard «Flying Microtonal Banana»
Молодые мельбурнские герои психоделического рока выпускают девятый альбом всего за пять лет. Благодаря такой активности музыканты завоевали внушительную фанатскую аудиторию по всему миру — недавно в число их почитателей попал, например, Борис Гребенщиков (который, правда, считает музыку King Gizzard образцом некоего специальной австралийской национальной разновидности рока). Это, конечно, не совсем так.
Лидер коллектива из семи человек Стю Маккензи берет отовсюду понемногу: краутрокерский гипнотический ритм, панковская энергия, хипповская безмятежность, гаражная наглядность, прог-рокерские песенные структуры.
Самое удивительное, что при таком заполошном подходе музыкантам удается всякий раз удивлять и не отпугивать меломанов. «Flying Microtonal Banana» в этом плане, пожалуй, самая зрелая работа King Gizard. Девять непресказуемых песен, погружающих в комфортное и чуть дурманное состояние и располагающих к многократному прослушиванию по кругу. К разговору про эту удивительную группу мы еще обязательно вернемся: в нынешнем году Маккензи со товарищи планируют выпустить еще четыре пластинки.
Ryan Adams «Prisoner»
Обреченный на вечную путаницу с канадским коллегой американский бард-многостаночник, начавший карьеру еще в 90-х, в нынешнем десятилетии переживает настоящий творческий подъем. Райан, раньше грешивший графоманией, теперь не разбрасывается альбомами и перестал распыляться на попытки записи блэк-метала (недавний ремейк альбома Тэйлор Свифт «1989» — не в счет). Прошлый альбом под названием «Ryan Adams» был его тур де форс, нынешний «Prisoner» демонстрирует серьезность намерений. Перед выходом пластинки Адамс признавался, что в процессе записи много слушал классику AC/DC и эти альбомы сильно повлияли на альбом. Это, конечно, лукавство.
Об австралийских монстрах хард-рока здесь напоминает только очень яркий гитарный звук, который по своей сути скорее напоминает о звенящих гитарах The Smiths и интроспективных альбомах Брюса Спрингстина типа «Tunnel of Love».
Ничего удивительного: основным источником вдохновения для Райана стал конец брака с актрисой Мэнди Мур. Личная драма помогла создать дюжину неброских, но потрясающих при внимательном прослушивании песен, которые будто вырастают до стадионного масштаба из простых, но точных гитарных переборов. Аккомпанементом служат по-восьмидесятнически ухающие барабаны и редкий саксофон. А в центре композиции — голос Адамса, самое убедительно доказательство того, что у народных героев Америки Тома Петти и Брюса Спрингстина выросла достойная смена.
Sampha «Process»
Стеснительный британец Симфа Сисэй долгое время оставался в тени старших товарищей — от Джесси Уэйр до Канье Уэста. Сейчас пришло время выйти на свет, и дебют Самфы оказался едва ли не самой отточенной соул-записью года, уже собравшей урожай критики. Это сорок минут нежных песен, в которых струнные мешаются с электронными битами, а мелодии развиваются совершенно непредсказуемо. При этом сам по себе Самфа ничуть не похож на героев нео-соула в диапазоне от Ди Энджело и до Фрэнка Оушена. Он британец, его страсти обличены в более сдержанную (и оттого, кажется, искреннюю форму). Если же искать аналогии, то получится что-то среднее между поздними экспериментами Massive Attack и руладами Джеффа Бакли. Для прорыва на самый верх, где он вполне может сместить, например, Уикенда, Самфе пока не хватает большого хита, но это кажется делом времени.
Everlast «Warporn Industries»
В последние годы 47-летний щетинистый экс-основатель хип-хоп-группы House of Pain Эверласт отдавал предпочтение акустической гитаре. О временах, когда он лихо мешал рэп и кантри, напоминали совсем уж эпизодические номера ностальгического характера. Казалось, что урожденный Эрик Шроди всерьез решил стать новым Джонни Кэшем и о временах широких штанов вспоминать не планирует. Но не тут-то было.
Откуда ни возьмись на свет появилось трио Warporn Industries, куда помимо Шроди входят Сик Джакен из группировки Psycho Realm и еще один ветеран из 90-х по имени Дивайн Стайлер.
В конце февраля они внезапно выпустили дебютный альбом-микстейп, выложенный бесплатно — принципиально в низком битрейте, дабы подчеркнуть дух «старой школы». Такое не подделаешь: уже первые треки звучат как машина времени на двадцать лет назад, дальше идут любовно подобранные сэмплы из кино- и эстрадной классики и шапкозакидательские интонации, на которые эти смешные, но суровые мужчины имеют полное право.
Общий же пафос, разумеется, сводится к критике американской военной экспансии.
Учитывая обстановку в мире, источник вдохновения Эверласта со товарищи не иссякнет еще долго.
Strand of Oaks «Hard Love»
Тим Шоултер — нечесаный бородач в косухе, от которого ждешь героического хард-рока или заунывной стоической акустики. Тем удивительнее, что в рамках проекта Strand of Oaks он предлагает слушателю энергичную и хитовую психоделию с оглядкой на восьмидесятые и интроспективными текстами. К пятому альбому «Hard Love» Шоултер безупречно отточил инструментарий и с первых минут атакует слушателя дуплетом из одноименного альбому трека и сингла «Radio Kids», которые идеально сажают на крючок при помощи сочетания романтики новой волны, нойз-рокерских гитар и романтического пафоса. Тем удивительнее, что дальше события развиваются не самым предсказуемым образом. Шоултер резко снижает уровень шума в балладе «Cry», а финиширует «Taking Acid and Talking To My Brother» — психоделической медитацией, комфортно возвращающей слушателя на очередной круг прослушивания этой замечательной пластинки.
Rag'n'Bone Man «Human»
Бородатый татуированный детина с телячьими глазами, комплекцией напоминающий шкаф, — такова внешность новой британской звезды белого соула по имени Рори Грэм.
В ближайшее время он очевидно планирует штурм хит-парадов и музыкальных премий — в эпоху, внимательную к фрикам, у него большие шансы.
Тем более что в арсенале артиста есть один стопроцентный хит, одноименный с альбомом «Human». Эта песня из тех, которые, услышав в такси, напеваешь весь день, а потом, узнав имя исполнителя, отправляешься покупать альбом. В полноформатном варианте Рори, правда, пока что утомляет. «Human» звучит предсказуемо гладко, но однообразно. При этом сам Грэм преисполнен желания взять зрителя штурмом, а для этого ему пока что не хватает арсенала и чувства меры. Если не нажить этих добродетелей в ближайшее время, творческий путь эффектного артиста может оказаться коротким.
Sun Kil Moon «Common As Light And Love Are Red Valleys Of Blood»
Единоличный лидер группы Sun Kil Moon Марк Козелек — совершенно культовый музыкант, экс-лидер ансамбля Red House Painters, гитарист-виртуоз и человек, который уже многие годы заставляет своих фанатов нервничать. Три года назад он выпустил альбом «Benji», благодаря которому неожиданно стал модным среди хипстеров и читателей издания Pitchfork. Его песни-монологи, длинные потоки сознания неожиданно пришлись ко двору широкой аудитории, но сам Марк в первом же интервью сообщил, что знает, как «взорвать ваши чертовы мозги». Не верить ему не было поводов — в конце концов, локальной звездой он был уже в 2000-м, когда снимался у Кэмерона Кроу в знаменитом фильме «Почти знаменит», доказывать ему никому ничего не надо.
Тем не менее результат его творческих поисков превзошел ожидания даже бывалых меломанов.
За последние годы он успел сняться в фильме «Молодость» Паоло Соррентино, написать во многом посвященный этому событию альбом «Universal Themes» и выпустить совместную пластинку с пост-металлическим проектом Джастина Бродрика Jesu, которую трудно было переварить даже тем, кто привык принимать Марка абсолютно любым.
Но этого оказалось мало. Уже на уровне вводных «Common As Light And Love Are Red Valleys Of Blood» выглядит издевательством.
Вместо того чтобы отказаться от привычного потока сознания, Козелек записал двойник, состоящий из очень длинных песен, разобраться в повествовательной части которых — очень серьезная задача.
Мало того, артист едва ли не впервые в своей карьере практически полностью отказался от гитары, которой владеет едва ли не лучше всех на свете. Аккомпанементом для голоса здесь служит связка из барабанов ударника Sonic Youth Стива Шелли, скупых басовых партий, редких клавиш и совсем уж эпизодической гитары — на всем Козелек сыграл сам. Тем не менее оторваться невозможно. Поклонники музыканта давно знают:
Марк, формально наследуя «сонграйтерам» Нилу Янгу и Бобу Дилану, обладает уникальной интонацией, способной идеально выводить из ступора и депрессии.
Он как никто умеет заговаривать боль, стресс и нервотрепку. А продолжительность новой работы говорит только о том, что это альбом для длинной дороги. Ну или другая ассоциация. По сути, все последние работы Козелека похожи на лучшие фильмы Джима Джармуша, в которых действие рождается будто бы из ничего не значащих разговоров и путешествия с неясной целью. Для тех, кого не устраивают нынешние работы Джармуша (вроде недавнего «Патерсона»), пишет свои песни Марк Козелек.