Церемония началась с выступления Джастина Тимберлейка, который спел «Can't Stop The Feeling» из мультфильма «Тролли», буквально поставив на ноги весь зал лос-анджелесского Dolby Theatre и превратив его в огромный танцпол. Тимберлейку удалось то, что удается очень редко, — церемония приобрела необходимую легкость, которая сохранялась до самого конца. Это касается и конферанса от телекомика Джимми Киммела.
Уже своим вступительным монологом он вызвал овацию, пошутив про «очень переоцененную» Мэрил Стрип (отсылка к оценке Дональдом Трампом выступления актрисы на «Золотом глобусе»).
Эта киммеловская острота в итоге задала тон всему вечеру, который обещал быть политизированным и напряженным, а в итоге стал одним из самых трогательных в новейшей истории «Оскара».
в отдельном репортаже
Для начала о рекордах. В самом начале вечера лауреатом в категории «Роль второго плана» стал Махершала Али, сыгравший драгдилера в «Лунном свете», — первый мусульманин, выигравший в оскаровской гонке. Потом в документальной номинации победил «О. Джей: Сделано в Америке» Эзры Эдельмана — первый фильм, сделанный спортивным каналом ESPN.
Увлекательный байопик одиозного спортсмена-убийцы — самый длинный (почти семь часов) фильм-победитель «Оскара».
Самым молодым лауреатом в режиссерской номинации, как и ожидалось, стал 32-летний Дэмиен Шазелл, автор «Ла-Ла Ленда».
Мюзикл, поляризовавший киноманские сообщества по всему миру, вообще в итоге собрал неожиданно гармоничный урожай призов. Во-первых, в первой половине вечера он не получал вообще ничего. Потом пришли призы за музыку, песню и операторскую работу. В финале добавились режиссура, лучшая женская роль — к сожалению, чуда для Изабель Юппер не произошло, как не случилось его и для вернувшегося в Голливуд Мела Гибсона. Однако его эпик «По соображениям совести» получил призы за лучший звук и монтаж, что тоже очень неплохо.
С лучшим фильмом вообще получилось смешно.
В принципе, тот факт, что статуэтку вышли вручать Уоррен Битти и Фэй Данауэй — Бонни и Клайд, запустившие эпоху нового Голливуда полвека назад, примирил ненавистников и поклонников «Ла-Ла Ленда». Но в итоге Битти, по всей видимости, дали не тот конверт, и краткий триумф «Ла-Ла Ленда» обернулся примирительным — для «Лунного света», который и стал лучшим фильмом года. В итоге легендарный актер выглядел очень растерянным, а две съемочные группы стали обниматься и передавать друг другу призы, причем у команды Шазелла радость за коллег выглядела вполне искренне.
Выход Битти и Данауэй был не единственным трибьютом.
Двадцатилетие своего оскаровского триумфа отметили Бен Аффлек и Мэтт Дэймон — сценаристы «Умницы Уилла Хантинга».
Добавила радости и победа Кейси Аффлека в актерской номинации — за спродюсированный Деймоном «Манчестер у моря». Кроме того, Сет Роген вывел на сцену Майкла Дж. Фокса, а Шарлиз Терон — Ширли Маклейн. Вообще, несмотря на то что «Оскар» как бы между делом восстановил расовую справедливость (пиком было награждение Вайолы Дэвис за «Ограды» и ее эмоциональная благодарственная речь), главным было другое.
Американская киноакадемия будто вспомнила, что ее дело не политика, а искусство, и вся церемония была проникнута духом если и диссидентства, то совсем уж лирического толка.
Да, Киммел в какой-то момент отправил прямо со сцены твит, в котором спросил, все ли у Трампа хорошо, но победа «Коммивояжера» Асгара Фархади в иностранной номинации прозвучала не как политическая победа, а как триумф человечности.
В своем письме Фархади напомнил, что задача кинематографа — будить в людях сострадание, стирая искусственные границы между ними. Будем надеяться, что это понимание сохранится хотя бы до следующего года.