«Это хулиганство и в то же время про отношения»

В прокат вышла комедия Романа Каримова «Гуляй, Вася!»

Ярослав Забалуев
Режиссер Роман Каримов рассказал «Газете.Ru» о своем фильме «Гуляй, Вася!», а также о том, как превратить уход от жены-стервы в романтическую комедию, творческом осмыслении «Дома-2» и принципах построения народной комедии.

14 февраля в российский прокат вышел фильм «Гуляй, Вася!» — новый фильм от автора «Неадекватных людей» и «Все и сразу» Романа Каримова. Картина рассказывает о том, как герой Ефима Петрунина вынужден отправиться в провинциальный городок добиваться развода у жены-стервы Василисы, поскольку уже сделал предложение богатой столичной невесте. По случаю выхода в прокат режиссер пообщался с «Газетой.Ru».

— Прошлый фильм «Черная вода» был хоррором, сейчас вы снова вернулись к комедии…

— Когда же это кончится! (Смеется.) Это благодарный для меня жанр. Я действительно экспериментировал с разными жанрами — не всегда удачно. И все это время окружающие донимали меня вопросом, когда же я вернусь к романтической комедии. В итоге я отложил все остальные проекты и все-таки снял нечто среднее между «Неадекватными людьми» и «Все и сразу». Чтобы это было хулиганство и в то же время про отношения. Не могу сказать, что «Гуляй, Вася!» — это реализация каких-то моих творческих амбиций.

Скорее хотелось сделать качественный мейнстримовый продукт и по возможности заработать денег.

— Вы же сами пишете сценарии фильмов. Как вы определяете, какой из них будет иметь мейнстримовый успех? И как выбираете, каким заняться?

— По реакциям, по тематике уже на раннем этапе становится понятно, какая история будет близка большому количеству людей. Но главный критерий все равно — готов ли я прожить с этой идеей пару лет. История про уход от бывшей жены-стервы была мне интересна, близка, захотелось поделиться ей с людьми. Пробы мы, кстати, начали, еще когда не был дописан сценарий, и я понял, что это благодатная тема:

актеры легко вливались, раскрепощались, вспоминали свои личные истории.

На экране можно было показать то, что в реальной жизни сдерживаешь. Фильм так и построен: вроде бы актеры играют реалистично, но сами ситуации абсолютно бредовые. И интересно было смотреть, как они раскрываются, обнажаются в кадре.

— Получается, для них это было что-то вроде терапии. Для вас тоже?

— Да не то чтобы терапия. Просто возможность оглянуться на то, что случилось в моей жизни, и посмеяться. То есть я не претендую на психотерапевтический эффект, хотелось, чтобы кино было приятным и расслабляющим.

— То есть это кино про вас?

— Могу сказать, что да, это моя история: жена-стерва, барменша, которая мне понравилась… Все остальное тоже из жизни, но на экране я старался усиливать юморную часть. Например, у нас в компании тоже был парень, который не мог заниматься сексом со своей девушкой, потому что жил с родителями. Они приходили на вечеринки и постоянно где-нибудь запирались. Нам это, конечно, не нравилось. И чтобы у них ничего не получилось, мы вставали под дверью с гитарой и орали песни. Ну а главный герой — это я по жизни. Просто я как актер не обладаю нужной фактурой и непосредственностью, которые есть у Ефима Петрунина. Но я старался накачать его какими-то своими личными переживаниями, чтобы он в полной мере стал моим альтер эго на экране.

— Комедия вообще жанр сложный, а с романтическими комедиями в России и вовсе проблемы. В чем, как вам кажется, его особенности у нас?

— Ну, ни для кого не секрет, что

самой успешной комедией последних лет стал фильм «Горько!».

Даже люди, которым не очень нравится происходящее на экране, не могут не признать, что это очень качественная картина с сильными актерскими работами. Мне фильм тоже очень понравился, и я понял, что если буду снимать романтическую комедию, то хотелось бы добиться именного такого уровня реалистичности. Когда актеры играют максимально близко к тому, как говорят в жизни, эффект подключения, узнавания во много раз сильнее. В то же время визуальную эстетику «Горько!» я брать не хотел. Наоборот, нужна была сочная, яркая уютная картинка.

— Вы говорили, что заставляли артистов смотреть «Дом-2». Зачем?

— Не заставлял, конечно. Но это была хорошая разминка, чтобы увидеть и почувствовать поле, в котором им нужно играть. В «Доме-2» очень много несостыковок, неправильностей, которые, вообще говоря, есть и в жизни…

— Что вы имеете в виду?

— Ну вот сейчас я говорил, а вы меня перебили, и я сразу запнулся и забыл, о чем говорил (смеется). Вот такие вещи. Ритм речи, понимание, что люди не всегда сразу отвечают в диалоге. Человек может затормозить, может смолчать.

— Из-за этих референсов создается сатирический эффект, не самый очевидный для жанра ромкома. Вы его предполагали?

— Просто очень высокая концентрация шуток, юмора. Из-за этого создается ощущение, как будто мы над героями издеваемся, хотя это не так, конечно. Есть другой пример. Когда зрители смотрели «Неадекватных людей», мне говорили, что люди в жизни так не разговаривают — слишком остроумные герои получились.

А мы просто хотели сделать плотную комедию, чтобы каждый нашел над чем посмеяться.

Такая детализация, большое количество смешных бытовых деталей нужна для того, чтобы зрителю было легче узнать себя.

— То есть вы хорошо представляете себе зрителя, которому должен понравиться фильм. Какой он?

— Это, конечно, прежде всего молодежное кино. Для той части населения, которая больше всего ходит в кинотеатры.

— Но молодежь везде разная. Есть центр Москвы, есть окраина, есть хипстеры, есть провинциальная публика…

— Я думаю, что у нас, наверное, региональное кино. Высоколобый зритель с большой вероятностью сочтет «Гуляй, Вася!» низким жанром. Хотя для меня это совершенно хипстерский продукт.

— Ну да, только у вас в роли провинциального бара московское заведение…

— Вопрос в том, сколько хипстеров его узнают (смеется). Мы просто на определенной стадии, понимая ограничения в бюджете, в частности, стали думать, как нам собрать наше место действия. Конечно, можно было снять в аутентичном интерьере где-то в глубокой провинции, но хотелось добиться приятной для глаза картинки.

— Вы как-то говорили, что «Неадекватные люди» — это не то кино, которое вы будете смотреть дома. Новый фильм больше для этого подходит?

— Да, пожалуй, это гораздо ближе к тому, что я люблю.

— Над следующим фильмом уже работаете?

Да, будет десктоп-комедия с компанией «Базелевс» — «Днюха». Пока еще непонятно, что там получается, ждем интерфейс.

— А ваш собственный следующий фильм уже придумали? Он будет мейнстримовым или более экспериментальным?

— Вообще, для меня не так важно, экспериментальный фильм или мейнстримовый. Главное, чтобы за мной оставалось право финального монтажа, если мое имя стоит в титрах.

У меня уже был негативный опыт на картине «Стартап», когда я свое имя с титров снял, потому что продюсеры решили сделать фильм по собственному разумению.

Я хочу нести ответственность за то, что снимаю, а не прикрываться отговорками и жалобами. В случае с «Васей» у нас тоже были разговоры с продюсерами, но в итоге это именно та версия, которую я и хотел представить зрителю.

— Уже знаете, что хотите снять дальше?

— Я рассматриваю возможность сиквела «Неадекватных людей» — есть одна история с этими героями, которую можно интересно рассказать. И еще очень хотелось бы снять боевик.