«Боевики — моя первая и последняя любовь»

Ренни Харлин рассказал о работе с Джеки Чаном в фильме «Отпетые напарники»

Максим Журавлев
Режиссер фильма «Отпетые напарники» Ренни Харлин рассказал «Газете.Ru» о работе с Джеки Чаном, cъемках в Китае и налаживании диалога между Востоком и Западом при помощи приключенческого боевика.

2 февраля в российский прокат выходит фильм «Отпетые напарники» — новая работа финского режиссера Ренни Харлина, прославившегося второй частью «Крепкого орешка», «Скалолазом» и еще несколькими фильмами 1980–1990-х. В «Отпетых напарниках» он объединил силы с еще одним героем эпохи видеосалонов — Джеки Чаном и решил рассказать историю про гонконгского полицейского, сражающегося с китайской мафией в компании американского жулика, которого сыграл лидер «Чудаков» Джонни Ноксвилл. «Газета.Ru» побеседовала с Харлином.

— В последние годы вы несколько отошли от жанра боевика, благодаря которому в свое время прославились. Что заставило вас к нему вернуться?

— Вы правы, я снимал фильмы в разных жанрах, но приключенческие боевики — моя первая и последняя любовь. Прочитав сценарий «Отпетых напарников», я сразу же понял, что передо мной настоящий клад. Здесь и захватывающий сюжет, и динамичный экшен, и многогранные персонажи. Возможность вести съемки в самых разных точках Китая и Монголии — это мечта. Я всегда был поклонником китайского кинематографа и культуры в целом. И этот сюжет позволил мне представить эту великолепную страну западной аудитории в совершенно новом свете. Ну и, наконец, играют легендарный Джеки Чан и один из величайших комических актеров Джонни Ноксвилл. Джеки уже много лет мой кумир, а Джонни стал для него идеальным напарником. «Отпетые напарники» дали мне уникальную возможность исследовать барьер между восточной и западной культурами, который с каждым днем играет все большее значение в нашем тесном мире. Надеюсь, что мне удалось показать, насколько легко преодолеть этот барьер с помощью смеха, дружбы и любви.

— Расскажите, как вы вышли на Джеки Чана?

— Я много лет мечтал с ним поработать. Мы должны были сотрудничать на фильме «Час пик», но, к сожалению, я тогда был занят другой картиной. Через несколько лет мы собирались снять фильм «Кровь из носа», но проект отменили. Получается, что мы с Джеки почти 20 лет пытались сотрудничать. Когда со мной связались продюсеры, мне очень понравился сценарий, и я тут же сел на самолет до Гонконга, чтобы обсудить его с Джеки. Ну а остальное вы знаете.

— Фильм почти полностью снят в Китае. Расскажите, как вы подбирали местных актеров?

— Кастинг — одна из самых больших трудностей кинопроизводства в Китае. Но нам повезло, и Бинбин Фань согласилась участвовать в проекте. Она великолепная актриса и одна из популярнейших звезд в Китае. Найти остальных актеров было делом времени. Участие Чана сильно упростило процесс — кто бы отказался с ним поработать?

— Джонни Ноксвилл — не самый очевидный партнер для Джеки Чана, они люди из несколько разных миров. Расскажите, как им работалось вместе?

— Работать с Джонни Ноксвиллом — одно удовольствие. Он построил свою карьеру на так называемом физическом юморе, он не боится боли. Несмотря на то что съемки проводились в чужой стране, в удаленных местах и сложных условиях, Джонни ни на что не жаловался и всегда был на высоте. Джеки Чан и Джонни Ноксвилл, как я уже говорил, — идеальные напарники. Бывало, мы смеялись днями напролет, снимая уморительные сцены и придумывая новые идеи.

С Джеки они отлично сработались, потому что Чан тоже настоящий трудоголик.

На площадке он работает больше всех вместе взятых, фонтанирует энергией. Мало того что он в 60 лет сам выполняет все трюки, он постоянно в движении: то помогает съемочной группе переносить оборудование, то подметает мусор на площадке. Поистине уникальный человек. Всегда первым приходит и последним уходит. Всегда в отличном настроении.

А еще, если позволить Джеки осуществить все его идеи, на съемки уйдет года два, а сам фильм будет длиться не меньше шести часов.

— А вас не напугало то, что весь фильм предстоит снять в Китае — абсолютно новой и чужой для вас стране?

— Наоборот! Натурные съемки — ключевой элемент сюжета.

Идея фильма возникла у Джеки много лет назад, для него эта картина — признание в любви Китаю.

Джеки хотел продемонстрировать всю красоту и разнообразие родной страны. И в этом смысле съемки на открытых пространствах — основа, на которой строится аутентичность фильма и сюжета. Разумеется, это несколько затруднило производство. Перемещение съемочной группы из 400 человек по всему Китаю, из загородных локаций среди рек и гор Гуйлиня в пустыни и степи Внутренней Монголии — задача непростая. Однако это было очень важно для общей атмосферы фильма, и я уверен, что зрители оценят это по достоинству. На предварительных просмотрах люди говорили, что картина вызывает желание немедленно отправиться в путешествие по Китаю.

К сожалению, американцы практически не видят красоты этой страны в кино.

Местные жители оказались самыми приветливыми, самыми дружелюбными и искренними людьми из всех, что я когда-либо встречал. Хотя их устои и обычаи сильно отличаются от наших традиций, и даже от традиций большинства ханьцев в Китае, благодаря им мы обрели бесценный опыт и получили огромное наслаждение от съемок.

— То есть вы изначально хотели не просто снять развлекательное кино, а наладить диалог между Востоком и Западом?

— Ну как сказать… Этот фильм — своего рода путевой дневник. Персонаж Джеки, офицер полиции, сопровождает персонажа Джонни на пути по удаленным районам Китая. И даже персонаж Джеки ошеломлен некоторыми событиями на этом пути.

Он полицейский из Гонконга, который никогда раньше не путешествовал, и эти красивейшие удаленные места до сих пор были для него не более чем простыми образами в воображении.

Не затрагивая политических вопросов, фильм создает сюжетный мост над культурной пропастью между Западом и Востоком. В начале картины наши герои — враги, но общие переживания при столкновении с богатым разнообразием китайской культуры закладывают основу для крепкой дружбы и взаимного уважения. Надеюсь, что фильм изменит мнение зрителей о Китае и они начнут понимать, что это не просто страна заводов по производству нашей обуви, пластиковых товаров, одежды и тому подобного. Надеюсь, что он вызовет желание отправиться в путешествие по Китаю и увидеть все своими глазами. Это фильм о том, что нам необходимо научиться уважать и ценить друг друга. Это история прежде всего о дружбе.