Борис Плотников, Яна Сексте, Константин Богомолов, Павел Табаков и другие сыграют в постановке «Северный ветер», которую начала репетировать в МХТ Рената Литвинова — актриса, сценарист, кино-, а теперь еще и театральный режиссер. Дебют в качестве постановщика пройдет на не чужой для Литвиновой сцене — она уже давно участвует в постановках руководимого Олегом Табаковым театра: играет Раневскую в «Вишневом саде» Адольфа Шапиро и Ромейн в «Свидетеле обвинения» по Агате Кристи, поставленном в Камергерском Мари-Луиз Бишофберже. Сообщается, что в новом, режиссерском качестве сегодняшнюю именинницу можно будет увидеть до конца зимы.
Литвинова стала одной из отечественных икон современной культуры и стиля задолго до того, как публика признала за ней этот статус. Не только благодаря оригинальной, запоминающейся с первого раза манере говорить и двигаться — к тому моменту, как эта ее органика стала предметом не всегда умных шуток, Рената Муратовна уже успела состояться как автор. Интересно, что постепенно стало ясно: для Литвиновой и литературно-драматургическая деятельность, и деятельность актерская срослись в нечто единое и неразделимое. И таким образом она стала одним из немногих персонажей современной и популярной российской культуры, которым удавалось и удается работать собой, а не по записанной в трудовую книжку «специальности».
Сценарист
Первый сценарий Литвинова написала еще во ВГИКе — он назывался «Принципиальный и жалостливый взгляд Али К.». Прочтя его, Кира Муратова решила снимать по нему короткометражный фильм и снимать в нем автора, однако тогда Литвинова сниматься отказалась. Позже ее перенесет на экран режиссер Александр Сухочев. Однако творческий союз одесситки Муратовой и актрисы-москвички состоялся — и продолжается уже много лет: кроме короткометражных муратовских «Увлечений», Литвинова написала новеллу «Офелия» для ставших классикой «Трех историй», а уже в более позднее время вместе с Евгением Голубинским стала соавтором сценария к тонкому и смешному «Два в одном».
По ее же повести «Третий путь» снял свои «Мужские откровения» режиссер Юрий Грымов — эта работа стала для рекламщика и клипмейкера дебютом в большом кино.
Стоит упомянуть, что фильм-символ конца 1990-х «Страна глухих» был снят Валерием Тодоровским по ее повести «Обладать и принадлежать».
В 2002 году вышла одна из самых изысканных ее работ — «Небо. Самолет. Девушка» Веры Сторожевой, ремейк фильма «Еще раз про любовь». Для этого проекта Литвинова переписала пьесу Эдварда Радзинского.
А в 2005 году по ее сценарию самый недооцененный режиссер российского кино Рустам Хамдамов снял свои изысканные «Вокальные параллели». Своей драматургической деятельности Литвинова не оставляет — в прошлом году вышло четыре написанных ею короткометражных картины (одна из которых — для альманаха «Петербург. Только по любви»). И это — не считая сценариев к собственным фильмам, которые именинница всегда пишет сама.
В чужом кино
Впрочем, прежде чем говорить о Литвиновой-режиссере, стоит рассказать о ее актерских работах. Многие из них сопутствовали ее участию в кинопроектах в качестве сценариста — как, например, в случае с фильмами Муратовой или с упомянутыми выше «Вокальными параллелями» Хамдамова.
Вообще, в кино Литвинова начала сниматься еще в конце 80-х, ее дебютом стала небольшая роль в фильме Аллы Суриковой «Две стрелы. Детектив каменного века». Впрочем, даже после нее манеры актрисы привлекли внимание, она стала модным персонажем, но из кино не ушла. Продолжилась и ее актерская карьера — в 1994-м она сыграла уже главную роль в «Увлеченьях» у Муратовой, получив приз за лучший актерский дебют на «Кинотавре» (сам фильм выиграл главную номинацию и премию за режиссуру), а также став «Женщиной-стилем» по оценке кинопрессы. Интересно, что сама Литвинова неоднократно признавалась, что считала себя некиногеничной и поначалу часто отказывалась сниматься.
У нее был еще приз за муратовские «Три истории», но по-настоящему популярной и известной (она в одном из интервью сказала, что стала известной «по-народному») Литвинова стала после участия в сериале Александра Митты «Граница. Таежный роман».
Роль стервозной дамы и правда получилась у нее чрезвычайно выпуклой — и, кстати, показала, что ее манерная органика отлично работает, даже будучи помещенной в контекст творчества других режиссеров — если у этих постановщиков, конечно, хватает ума этот контекст для нее найти.
Таковые, впрочем, находились. Все нулевые и десятые она много снималась — как в своих собственных картинах (о них чуть ниже), так и у других режиссеров: в «Жмурках» и «Мне не больно» Алексея Балабанова, «Сердца бумеранг» Николая Хомерики. И, конечно, у Муратовой: ее дуэт с Георгием Делиевым в уморительном «Настройщике» и чудаковатая вагоновожатая в последовавших следом «Двух историях» стали очередными примерами долговременности давнего творческого союза.
Кинорежиссер
В 2000 году Рената Литвинова дебютировала в качестве режиссера, сняв документальный фильм «Нет смерти для меня» — пять интервью с актрисами советского кинематографа. Через четыре года в ее режиссерской фильмографии появился и художественный фильм «Богиня: как я полюбила». В этой картине Литвинова сама была также продюсером, автором сценария и исполнительницей главной роли — Фаины, переживаниям которой и посвящен сюжет этой драмы.
Эта картина вызвала полярные оценки, от восторженных до пренебрежительных, однако можно смело утверждать, что дебютировала в художественном полном метре Литвинова громко.
Музыку к этой картине написал композитор Игорь Вдовин, песню для фильма — Земфира. Она же стала музыкальным продюсером картины — и это стало началом прекрасной творческой дружбы певицы и режиссера, которая растянулась на много лет.
Восемь лет спустя Литвинова выпустила «Последнюю сказку Риты», в котором исследовала тему смерти; эту картину — снова по ее сценарию, в которой она была также и продюсером и исполнила одну из главных ролей — показывали на Московском кинофестивале. А прошедшие восемь лет Литвинова в значительной мере посвятила своему новому увлечению.
Музыка
Начавшееся во время работы над «Богиней…» сотворчество с Земфирой постепенно переросло в своеобразный творческий тандем, в котором каждый продолжил делать свое дело. Впрочем, точки соприкосновения они нашли практически сразу — и появились фильмы-концерты Земфиры, созданные Литвиновой на основе выступлений певицы в Зеленом театре (в 2008-м, под забавным названием «Зеленый театр в Земфире»), а также в «Крокус Сити Холле» и «Стрелке» (в 2010-м). Кроме того, Литвинова была автором всего видеоарта, который Земфира использовала во время своих шоу. Литвинова стала автором клипов певицы — «Прогулка», «Мы разбиваемся», «Жить в твоей голове» и многих других. Сотрудничество двух талантливых женщин продолжается и по сей день — так, например, музыка Земфиры прозвучит в спектакле «Северный ветер», который Литвинова ставит в МХТ.