Год кино дал пять

Итоги Года российского кино: «Газета.Ru» выбирает пять лучших картин

Ярослав Забалуев
Константин Хабенский в фильме «Коллектор» (2016) Паприка Продакшн
2016-й был объявлен Годом российского кино. Кинематографисты и культурные чиновники подвели его итоги на V Международном культурном форуме в Санкт-Петербурге, а «Газета.Ru» — в конце года календарного.

Подводя итоги Года кино, продюсер Сергей Сельянов отметил, что фокус каждого такого года обнажает проблемы в этой области. Нынешний, по его словам, был для киноотрасли непростым: единственным действительно прибыльным проектом стал «Экипаж» Николая Лебедева. «Газета.Ru» выбрала еще пять российских фильмов, которыми запомнится Год кино.

«Милый Ханс, дорогой Петр»

Шедевр Александра Миндадзе в прошлом году ездил по фестивалям (включая премьеру на ММКФ), а нынешней пасмурной весной вышел в прокат, причем показал весьма недурные для авторского кино результаты с точки зрения количества зрителей. История про немецкого инженера, который в 1941-м прибыл в СССР для производства оптического стекла и не увидел, но почуял войну за несколько месяцев до ее прихода, ничуть не теряет актуальности.

«Хороший мальчик»

Обаятельно списанная с «Академии Рашмор» школьная комедия — первый за долгое время удачный образец жанра. Подернутая туманом Москва, в которой художественно нарушена география, герои, будто собранные из любимых фильмов, и неожиданные выходы Хабенского, Ефремова и главной молодой звезды российского кино Александра Паля. Отдельным достоинством «Хорошего мальчика» можно считать сознательный оммаж «Курьеру» Карена Шахназарова.

«Дуэлянт»

Самый удивительный блокбастер года — странный, мрачный, тягучий и вязкий, как грязь питерской брусчатки после наводнения. Историю проклятия и восстановления поруганной чести придумал один из самых ярких российских режиссеров-авторов Алексей Мизгирев, который блестяще и очень по-своему справился со своим самым масштабным и дорогим проектом. Разумеется, «Дуэлянта» есть в чем упрекнуть, это местами неровное и не всегда сразу понятное кино, но именно в нем (едва ли не единственном) очень явно видна утерянная российским кино идентичность, которая последний раз была настолько очевидна, пожалуй, в «Окраине» Петра Луцика.

«Коллектор»

Бенефис Константина Хабенского, детектив про то, кто подставил коллектора, который не может выйти к разъяренной толпе, собравшейся у подножия «Москвы-Сити» в пятницу вечером. Самая, пожалуй, яркая роль Хабенского последних лет, в которой он как никогда похож почему-то на Жан-Поля Бельмондо. Фильм Алексея Красовского лихо придуман и быстро снят, доказывая, что отсутствие большого бюджета — не помеха режиссеру со вкусом и фантазией.

«Ученик»

Кирилл Серебренников вовремя нашел пьесу Мариуса фон Майенбурга, адаптировал, поставил в театре и стремительно снял кино, полностью удовлетворившее общественный запрос на остросоциальное высказывание. Сюжет о школьнике-фанатике и его противостоянии с биологичкой-дарвинисткой примечателен не критикой клерикализма, а тем, что показывает, куда приводит любой фанатизм — вне зависимости от взятой за основу благой идеи. Однозначно самый злободневный фильм года.