Профессия куратора выставок, несмотря на повысившуюся ее актуальность, все равно остается не совсем понятной для широкого зрителя. Он признает возможность гениальности за режиссером, художником, композитором. А вот считать равным им человека, который объединяет произведения искусства в общности, сюжеты и последовательности, рождая новые смыслы, — пока нет. При этом именно у куратора есть шанс пробраться к сердцу зрителя и поселить там энтузиазм. Именно таким куратором была и остается Зельфира Трегулова, в 2015 году назначенная на пост директора Третьяковской галереи.
Следующая станция — РОСИЗО
До 2000 года Трегулова работала в ГМИИ имени Пушкина, потом перешла в команду Музея Гуггенхайма, став первым российским искусствоведом, приглашенным в этот музей мирового класса. Вернувшись в Россию, занялась международными связями уже в Музеях Кремля, где проработала 10 лет.
«Трегуловой с ее профессиональным опытом было сложно раскрыть весь свой потенциал в весьма консервативных Музеях Кремля, — вспоминает собеседник «Газеты.Ru», близкий к Минкультуры, — впрочем, ее включили в «кадровый резерв» как перспективного специалиста». Одно время Трегулову даже рассматривали в качестве нового руководителя Пушкинского музея, отмечают собеседники «Газеты.Ru», близкие к бывшему руководству министерства: «Впрочем, она и Ирина Антонова (директор музея до 2013 года. — «Газета.Ru») были представителями разных «философий» музейного дела, поэтому от этой идеи вскоре отказались».
В августе 2013 года Трегулова возглавила РОСИЗО — всероссийского выставочного оператора, занимающегося организацией выставок по всей России и их гастролями за рубежом. На момент прихода Трегуловой музейно-выставочное объединение существовало больше формально, нежели действительно было источником каких-то инициатив. «Назначению предшествовала долгая беседа с Владимиром Мединским, который просил от нее подготовить качественно новый план развития РОСИЗО, — говорит источник в РОСИЗО. — Для нее это должно было стать своего рода испытанием, сможет ли она наполнить содержанием организацию, которая раньше была абсолютно пустой».
С приходом Трегуловой о РОСИЗО заговорили, заметили, оператор стал задавать на культурном рынке свои тренды и определять повестку, одна за другой открывались амбициозные выставки. Одним из главных итогов работы Трегуловой стала уникальная выставка «Космонавты: Рождение космической эры» — редкий пример сотрудничества учреждения культуры с Роскосмосом и другими совсем, казалось бы, далекими от искусства структурами.
Пресловутая «культурная дипломатия» показала себя в действии: выставку ждал ошеломляющий успех в Лондоне.
В РОСИЗО же Трегулова сделала выставку своего любимого стиля — »Казимир Малевич и русский авангард», устроив ее гастроли в Амстердаме, Лондоне и Бонне. В Венеции и Лондоне показала ретроспективу Виктора Попкова и уже специально для Венеции создала «Палладио в России» в соавторстве с признанным мэтром, куратором и искусствоведом Аркадием Ипполитовым. И все это меньше чем за полтора года.
Работа в РОСИЗО, казалось, полностью занимала лучшего российского куратора. Однако, как выяснилось, у Минкульта были для Трегуловой еще более серьезные задачи.
Станция «Третьяковская»
В феврале 2015 года Минкультуры уволило с поста гендиректора Государственной Третьяковской галереи Ирину Лебедеву, занимавшую эту должность последние шесть лет. «На Лебедеву делалась очень большая ставка, — отмечает собеседник «Газеты.Ru», близкий к Минкультуры, — однако результаты были плачевными.
Третьяковка — один из очевидных культурных столпов России, но и одна из самых сложных площадок. К началу 2015 года галерею сотрясали скандалы с имущественными спорами и экспертами, выдававшими сертификаты на поддельные картины. Площадка на Крымском Валу фактически была мертва. Не было банального Wi-Fi, кафе и книжного магазина. Не было и посетителей. Договариваться об установке на фасады здания экранов, которые были необходимы для проведения мультимедийных выставок, с мэрией был вынужден едва ли не лично Мединский».
«Назначение Трегуловой было очень похоже на спецоперацию, — вспоминает собеседник.
— Предыдущее руководство писало письма во все возможные инстанции, жаловалось на давление со стороны ведомства. Часть сотрудников устроили однодневную забастовку. Впрочем, результаты деятельности музея говорили сами за себя — эффективность управления Третьяковкой была крайне невысокой».
Но в результате кандидатура Трегуловой в Третьяковскую галерею была принята единодушно всеми, как культурной номенклатурой, так и арт-сообществом, традиционно находившимся в некоторой оппозиции к федеральной культурной власти. Не проводя никаких революций и чисток, Трегулова взялась за дело, и в 2015 году ГТГ обеспечила рост доходов по сравнению с 2014-м сразу на 30%. Кинопоказы, музыкальные фестивали, новые выставки в новых дизайнерских решениях — все это в главном музее страны в том или ином виде было и до этого, однако при новом начальнике стало заметнее: куратор по призванию, она объединила все активности Третьяковки в одно смысловое целое.
Но подлинный, народный триумф ждал Трегулову в начале 2016 года. На новогодние каникулы галерея выкатила настоящую бомбу — ретроспективу ключевого русского живописца Валентина Серова, на которую моментально выстроилась ставшей легендарной «Очередь». О национальной успешности «Очереди на Серова» говорит то, что она стала мемом — ее обсуждали в соцсетях и на офисных кухнях, про нее пели песни, делали «фотожабы».
В успех выставки мало кто верил, подумаешь, набивший оскомину школьный Серов.
Что в итоге помимо разбитых в ажиотаже стеклянных дверей нового здания? Сотни тысяч посетителей, электронная билетная система, появление на выставке президента Путина и серьезное изменение отношения в обществе к посещению музеев вообще. А именно: повышение статуса посещения художественной выставки до уровня премьеры в Большом театре и превращение постылого советского здания ЦДХ в единое культурное пространство с постоянной жизнью, причем не только в пределах здания, но и вокруг во всем квартале.
Айвазовский, далее везде
В планах уже была другая масштабная выставка — мариниста Ивана Айвазовского. Масштабная в первую очередь потому, что в случае повторения ажиотажа нужно было избежать негативных последствий. Для этого в Третьяковке сразу же продлили часы работы выставки и ввели систему сеансов, организовав продажу интернет-билетов. В результате выставку посмотрели все желающие, а итоговые цифры оказались просто рекордными — более 1 млн человек пришло на Серова и Айвазовского. Доходы Третьяковки только от этих двух выставок превысили 400 млн рублей. Еще один неожиданный итог — появились спекулянты музейными билетами. Их появление, как ни парадоксально, — сигнал: музейные выставки стали таким же ожидаемым культурным событием, как и громкие театральные премьеры.
Многие уже было подумали, что теперь Третьяковка решила ставить только на проверенные русские имена, — и тут же галерея поставила перед собой новый вызов.
На «Roma Aeterna. Сокровища Пинакотеки Ватикана», еще одну выставку-блокбастер, открывшуюся в декабре в Инженерном корпусе ГТГ в Лаврушинском переулке, билеты на сеансы до конца января оказались раскуплены вскоре после поступления в продажу.
Несмотря на все свои заслуги, директор ГТГ ведет себя ровно абсолютно со всеми знакомыми и незнакомыми — сама организует экскурсии, отвечает на SMS и почту, приглашает на вернисажи. Никакой свиты, звездной болезни и прочего антуража, часто сопровождающего значительных людей. «Все спокойно и по делу», — кратко характеризуют ее коллеги, а двукратный рост числа посетителей в 2016 году по сравнению с 2014-м говорит сам за себя.
«Благодаря Трегуловой, ее умению почувствовать то, что нужно людям, ее умению слаженно работать в одной команде с Минкультом Третьяковка вступила в эпоху подлинного ренессанса», — говорит один из топ-менеджеров культурной сферы Москвы, объясняя свою анонимность в этой оценке простым комментарием: «Мы все так думаем».