Развитие театральной отрасли требует изменения подхода к обучению студентов, изучающих как театроведение, так и продюсерство. Об этом заявил ректор института Григорий Заславский, по чьей инициативе было принято решение об объединении двух факультетов.
Театроведам все чаще приходится брать на себя роль кураторов театральных проектов, а то и организаторов театрального дела — для этого, подчеркнул руководитель вуза, им необходимо давать навыки продюсерства. В качестве примеров он указал на критиков Романа Должанского и Марину Давыдову, являющихся кураторами фестиваля NET. Продюсерам, в свою очередь, необходимо разбираться в создаваемом ими продукте и контенте.
В ближайшее время будет назван руководитель новой структуры. Нынешние деканы факультетов, рассказал Заславский «Газете.Ru», станут заместителями нового декана и сохранят свои полномочия. Выпускники по-прежнему будут получать дипломы по специальности «театровед» и «продюсер» — в зависимости от выбранного внутри нового факультета профиля. Заславский напомнил, что сам окончил театроведческий факультет, который в его годы назывался факультетом «театроведения и организации театрального дела».
«Не позволим уничтожить наш факультет»
Его решение вызвало недовольство у многих театроведов и других представителей театральной общественности, в том числе и у самих преподавателей.
«Коллеги, друзья! Я призываю вас всех протестовать против инициативы ректора и решения Ученого совета о слиянии театроведческого и продюсерского факультетов! Очень корректно, интеллигентно, но публично! В память о наших великих учителях — мы не можем позволить уничтожение нашего факультета!» — написала в своем фейсбуке Наталья Пивоварова.
Многих возмутил тот факт, что решение было принято в день 85-летия факультета, а также в отсутствие самого декана, которая находится на больничном после травмы, полученной в автомобильной аварии.
«Решение о слиянии факультетов ГИТИСа приняли в тот момент, когда декан одного из них, а именно театроведческого, находится на больничном после тяжелой аварии. Кроме того, на ученом совете отсутствовали заведующие кафедр, никакого обсуждения с самим факультетом тоже проведено не было», — рассказал «Газете.Ru» доцент ГИТИСа, помощник худрука МХТ им. А.П. Чехова и ректора Школы-студии МХАТ по спецпроектам Павел Руднев.
«В уставе ГИТИСа написано: «Обучающиеся имеют права принимать участие в обсуждении и решении важнейших вопросов деятельности ГИТИСа». Этот пункт тоже не был соблюден, — пояснил театровед.
— Стоит задать себе вопрос о том, не ставится ли целью попытаться уничтожить театроведческий факультет, уменьшить его значение».
Не очень понимает смысл происходящего и директор РАМТа, преподаватель ГИТИСа Софья Апфельбаум.
«Я очень надеюсь, что слова ректора не были искажены при передаче сообщения, — рассказала она «Газете.Ru». — Безусловно, театроведам нужны знания в области продюсерства, но это может быть просто специальный курс, но никак не перемена всего подхода к обучению».
Критик и продюсер — это принципиально разные профессии, считает эксперт.
«Если критик хочет стать продюсером, он просто должен поменять профессию, получив соответствующие знания. Если же критик говорит с позиции продюсера, он теряет объективный взгляд на процесс и анализирует его не как эксперт, а как создатель «культурного продукта», — рассуждает Апфельбаум. — А значит, мы теряем институт независимой творческой экспертизы».
«К сожалению, никакое обсуждение у нас (в ГИТИСе. — «Газета.Ru») не способствует оздоровлению ситуации, переводу ее в более внятное и адекватное состояние, — ответил Заславский на вопрос «Газеты.Ru», почему ректор не провел консультации с руководством театроведческого факультета, студентами и преподавателями. — Никакого отношения к моему решению реакция моих критиков не имеет. Никакое обсуждение не изменило бы те крайние оценки, которые сейчас звучат».
«Никто не уничтожает театроведческий или продюсерский факультеты. Я надеюсь, найдутся люди, которые меня услышат», — резюмировал ректор ГИТИСа.
Тем не менее на четверг намечен сбор студентов и выпускников ГИТИСа, которые придут в родной вуз, чтобы обсудить создавшуюся ситуацию.
«Слияние двух разнонаправленных факультетов — решение категорически неразумное, — говорится в открытом письме, проект которого оказался в распоряжении редакции. — Продюсерский факультет готовит организаторов и управленцев, театроведческий — ученых. Сегодня театроведческий факультет ГИТИСа — это в первую очередь сложившаяся годами команда выдающихся ученых, аккумулирующих знание о театре, о мировой театральной истории, теории и практике…
Театроведческий факультет если и нуждается в реформах, то разве что направленных на углубление и расширение научной деятельности, а никак не ее упразднение».
Напомним, ГИТИС не первый раз сопротивляется решениям своих руководителей и учредителей. В 2009 году преподаватели, а вместе с ними и студенты протестовали против назначения на место Марины Хмельницкой Юрия Шерлинга. Тогда конфликт пришлось улаживать тогдашнему министру культуры Александру Авдееву.
До нынешней реформы в ГИТИСе существовало восемь факультетов. Там готовили режиссеров драмы, музыкального театра, эстрады, цирка. Академия также выпускала актеров этих же направлений, театроведов, балетмейстеров, сценографов и продюсеров.
Кроме того, на заседании ученого совета также было принято решение создать при ГИТИСе попечительский совет, а также кафедру звукорежиссуры, которую возглавит Владимир Овчинников.