Из соображений окончательного решения вопроса с надоедливым Альянсом повстанцев Империя создает «Звезду смерти», способную уничтожать планеты за несколько минут. Просчет злодеев заключается только в том, что проектирование смертоносного белого шара доверили Гэлену Эрсо (Мадс Миккельсен) — совестливому ученому, успевшему спрятать от имперских вербовщиков дочку Джин (Фелисити Джонс).
Теперь девушку похищают из тюрьмы повстанцы и велят возглавить миссию по уничтожению «Звезды смерти», а Империя тем временем высылает по следу партизан своего лучшего воина, обладателя красивого черного шлема и виртуоза красного лазерного меча по имени Дарт Вейдер.
<1>
Началось все, как известно, год назад, когда в прокат вышло «Пробуждение Силы» Джей Джей Абрамса. Автор «Остаться в живых» и «Звездного пути» вписал в свое резюме еще одну внушительную строчку, а главное, обрадовал самых оголтелых фанатов.
Седьмой эпизод «Звездных войн» оказался именно тем, чего от него ждало гиковское большинство. Цитаты, шутки, старые знакомые — все было смешано в идеальных пропорциях и во время просмотра вызывало идиотскую улыбку на лице: «Чуи, мы дома».
По прошествии времени, однако, послевкусие напоминало что-то вроде щедро ароматизированной пустышки. Фильм Абрамса стал не столько воскрешением, сколько искусной и безусловно любовно произведенной гальванизацией знаменитой Вселенной. Вероятно, по многим причинам это было правильно, но второй раз такой фокус точно не прошел бы, а потому следующих фильмов франшизы с некоторой настороженностью ожидают даже фанаты.
Что уж говорить о задуманной еще до премьеры «Пробуждения» серии спин-оффов, пионером в которой стал «Изгой-один», — эта идея выглядела уже натурально циничной и насквозь коммерческой. Тем удивительнее результат.
<2>
Разумеется, своего рода расчет тут имеет место: компания Disney, владеющая правами на «Звездные войны», доверила перезапуск телепродюсеру (по основной специальности) Абрамсу, следующий фильм — инди-режиссеру Райану Джонсону, а «Изгоя-один» — тоже вынырнувшему из малобюджетных «Монстров» Гарету Эдвардсу.
Продиктовано такое продюсерское решение пониманием того, что «Звездные войны» — это прежде всего не грохот и взрывы, а фантазия, с которой у студийных ремесленников обычно сложности. Про Джонсона мы поговорим через год, а вот с Эдвардсом расчет очевидно оправдался, хотя после его дебюта в крупнобюджетном кино («Годзилла») в этом были и сомнения.
Залогом успеха оказалось то, что режиссер очень точно понял задачу. После разыгранной Абрамсом карты «привета семье» франшизе требовалось что-то принципиально новое, поэтому«Изгой-один», например, стал первым фильмом серии, который не начинается с фирменных уползающих к звездам титров.
Кроме того, здесь вообще (ну, почти) нет джедаев, и это не пижонство, а смена жанра. В некотором смысле эта картина куда ближе к «Звездному десанту», чем, собственно, к «Звездным войнам». Разумеется, здесь есть пара эпизодов, которым фанаты будут аплодировать, но, по сути, это совсем другая история. Оби-Ван Кеноби еще не нашел Люка Скайуокера.
Сила затаилась и проверяет человеческую веру на прочность.
Едва ли не главное преимущество серии «Звездные войны. Истории» в том, что каждый из выходящих в ней фильмов является самостоятельным законченным рассказом. Их функция в контексте общей вселенной не столько даже разъясняющая, сколько погружающая, но в то же время, повторимся, это отдельно стоящие сюжеты, что серьезно развязывает постановщикам руки.
В случае с «Изгоем» это означает, что в какой-то момент Эдвардс вместо каскада аттракционов (с которыми тут тоже порядок) разворачивает вполне настоящую драму в духе чуть ли не советской школы военного кино или песни Владимира Высоцкого «Черные бушлаты». До зажатого зубами провода, конечно, не доходит, но только в силу специфики предлагаемых Вселенной обстоятельств.
Все это способно взбодрить даже тех, кто «Звездными войнами» никогда не увлекался. Разумеется, в картине есть к чему придраться. Характеры — довольно схематичны, некоторые драматургические решения ходульны. Но куда важнее кажется то, что вместо ностальгического аттракциона «Изгой-один» более или менее удачно пытается быть самостоятельным фильмом, разговаривающим с сегодняшней аудиторией, хотя и не забывающим про фанатов.
Иными словами, если в топ-iTunes в ближайшее время войдет первая трилогия «Звездных войн», в этом не будет ничего удивительного, и лучшего результата (за исключением ожидаемо выдающегося бокс-офиса) и желать трудно.