Фильмы и другие работы этого режиссера куда известнее его самого — его «Раз, два, горе не беда» и «После дождичка в четверг» становятся незаменимыми, когда надо чем-то занять ребенка на час с лишним. Для этого теперь необязательно даже включать телевизор — его картины давно стали «публичной собственностью» и целиком выложены на видеосервисах.
Так что можно с полной уверенностью утверждать, что этот человек с добрым и усталым лицом ежедневно входит в каждый дом и учит наших детей хорошему. Вернее, входил — и очень странно говорить о нем в прошедшем времени.
Потомственный интеллигент, сын театрального критика и сам театровед, Юзовский начинал с работы ассистентом у Александра Роу на «Вечерах на хуторе близ Диканьки» (1961) — мастера, которого он боготворил и у которого, по собственному признанию, учился. Позднее принял участие с собственной новеллой в альманахе «Полчаса на чудеса».
А затем снял свой первый полный метр — «Тайна железной двери» по мотивам повести Юрия Томина «Шел по городу волшебник», в котором зазвучали песни замечательного барда и композитора Евгения Аграновича. Собирать вокруг себя сообщество достойных и талантливых — это умение, обозначившееся на первой картине, в дальнейшем раскроется в полной мере.
В его картинах с удовольствием играли Олег Табаков, Валентина Талызина, Семен Фарада и другие.
«Сказка давала им возможность похулиганить, окунуться в тот мир, с которым они редко соприкасались» — так говорил о своих знаменитых артистах Юзовский.
В его фильмографии всего восемь работ, зато каждая из них стала классикой советского детского кинематографа.
И не просто классикой, а своего рода фундаментом жанра кино для детей, невероятно развившегося, возвысившегося в советское время и рухнувшего в небытие в постсоветское — хорошо сделанного, тонкого, смотрящего на мир с высоты детского роста.
Впрочем, его мало занимали веселые школьные будни «Малявкина и Компании» и романтический реализм «Вам и не снилось», он обожал сказки, и только их. Но обожал не любовью эскаписта, использовавшего былинные сюжетные просторы и классические истории для внутреннего бегства от необходимости снимать советские агитки, а полнокровной и радостной любовью художника к материалу.
«В жанре сказки есть вообще все, но в очень красивой упаковке», — говорил он. Забывая сказать, что именно эту упаковку придумывал именно Юзовский.
Его «Тайну железной двери» сейчас можно смотреть как энциклопедию советской жизни 60-х — начиная от предметного мира и одежды и заканчивая тогдашними характерными словами и выражениями. Незаслуженно неизвестный «Засекреченный город» — как модель взаимоотношений взрослых в тогдашнем обществе, полностью копируемую детьми в пионерлагере.
Зато известнейший, увенчанный призами «После дождичка в четверг» может служить пособием для молодых художников театра — настолько проработан там кажущийся нарочито декоративным весь сказочный мир.
Сравнительно небольшое число фильмов в фильмографии он компенсировал большим количеством работ в малой и до некоторых пор самой желанной детям, а также их родителям форме — «Ералаше», автором многих выпусков которого он был. Киножурнал, знавший взлеты и падения, своими самыми крепкими классическими выпусками обязан именно ему.
Например, вот этой миниатюрой, автором сценария которой стал знаменитый Виктор Драгунский.
В свои работы он с легкостью завлекал своих артистов — например, Татьяну Пельтцер.
Или ставил историю целиком на одного, самого органичного артиста — ребенка.
При всей своей скромности Юзовский никогда не чувствовал себя на периферии и прекрасно понимал значение работы, выполняемой им и его коллегами.
«Те, кто сейчас снимает сказки, совершают подвиг, — говорил он. — И мы, сказочники, относимся друг к другу с большой симпатией».
А затем жаловался, что в современных образцах жанра не хватает воздуха. Что ж, в память о великом мастере своего дела режиссерам следующих за ним поколений есть о чем задуматься. Потому что учителя в этом нелегком (как полагал сам Юзовский) деле им теперь явно будет не хватать.