«Во мне уже давно сидит Раскольников»

Актер Александр Петров о своем спектакле #ЗАНОВОРОДИТЬСЯ

Екатерина Копалкина
Актер Александр Петров 23 ноября представит в Yotaspace авторский киноспектакль #ЗАНОВОРОДИТЬСЯ, совмещающий элементы театра, кино и современной музыки.

Артист Александр Петров в #ЗАНОВОРОДИТЬСЯ — одновременно главное действующее лицо, режиссер-постановщик и автор сценария. В основе — история любовного треугольника, положенная на музыку группы Ocean Jet и стихи Маяковского, Пастернака и других поэтов. Действие развернется прямо среди зрителей на танцполе, где появятся импровизированный бар и настоящая клетка. Параллельно на экранах будут транслироваться видеозарисовки с участием музы Петрова, актрисы Ирины Старшенбаум, и другие мультимедийные проекции. «Газета.Ru» поговорила с артистом о постановке, поэзии, работе над блокбастером «Притяжение» Федора Бондарчука и планах на будущее.

— В основе сюжета вашего спектакля — простая история, любовный треугольник…

Фрэнсис Форд Коппола говорил, что режиссер должен в одном предложении уметь рассказать, о чем кино. К примеру, фильм «Черный лебедь» Даррена Аронофски — это одно предложение, но рассказанное таким языком, чтобы нам стало страшно интересно. Есть фильмы и спектакли, которые я могу смотреть в сотый раз, и мне с каждым разом все интереснее, причем сам сюжет меня уже не интересует, а интересует уже нечто большее, какая-то магия.

— Например?

— Например, спектакли того же Меньшикова (артист и режиссер Олег Меньшиков также является худруком Театра имени Ермоловой, в труппе которого состоит Петров. — «Газета.Ru»), они до сих пор проходят с полными аншлагами. Людей не так интересует сам спектакль, как артист и история, которую он рассказывает. Я думаю, что мне удалось создать, с одной стороны, очень простой сюжет, внутри которого существует моя идея. И я стараюсь сделать так, чтобы зритель прочувствовал то же, что чувствует герой.

— А какую магию вы туда заложили?

— Себя. Все же от человека зависит. В нем рождается эта магия, и только.

Довольно сложно осознать, почему на одного актера хочется смотреть, а на другого — нет.

Для меня #ЗАНОВОРОДИТЬСЯ — это спектакль-исповедь. После того же «Гамлета» (спектакль в театре Театра имени Ермоловой, где Петров играет заглавную роль. — «Газета.Ru») у меня всегда происходит внутреннее очищение, как после баньки. Здесь я бы очень хотел добиться такого же эффекта для себя и для людей, которые придут. Пока что их реакция для меня загадка, которую я разгадаю лишь на премьере.

— Вы говорили, что идея проекта возникла у вас за один вечер…

— В целом так и было. Во время «Кинотавра» у меня был поэтический вечер в Сочи — туда же экспромтом приехала группа Ocean Jet. Там была домашняя атмосфера, я выходил и разговаривал с залом на какие-то важные темы, читал стихи, в перерывах ребята играли музыку, люди в зале пили вино, сидели на полу. Отчасти мне хотелось бы создать такую же домашнюю атмосферу и в Yotaspace — и я долго думал, как сделать так, чтобы не повторять тот сочинский формат.

— И чего же в результате ждать?

— У меня изначально была задумка, как ни странно, сделать из этого драматический аттракцион.

Бывает, когда человек приходит в храм или один сидит дома на кухне, у него случается момент исповеди, у нас у всех так бывает. Тут та же самая исповедь с моей стороны — через некую историю, только перед большим количеством людей. Моя главная задача — сделать это так, как если бы я был на сцене в некотором смысле один и меня никто не слышал.

И мне кажется, это очень хорошая проверка на вшивость, экзамен.

— Но ведь на самом деле в спектакле вас будет много — за счет визуализации и видео.

— Да, будет три экрана. На самой сцене меня практически не будет.

— А где же вы будете?

— А где-то рядом со всеми.

— Сложно будет воссоздать домашнюю атмосферу, если вы будете все время держать людей в напряжении.

— Да, но именно поэтому меня не покидает идея творческих вечеров в их классическом виде. Я хочу, чтобы было такое место, куда можно прийти и послушать стихи... Такой стендап, только поэтический: квартирник, только официальный. Но это уже другое, а в #ЗАНОВОРОДИТЬСЯ мы хотим держать зрителя в напряжении, в состоянии резонанса в буквальном смысле слова, когда вдруг начинает трястись стол, посуда на нем и ты уже чувствуешь себя не в своей тарелке, но тебе это нравится. То есть возникает некий гипноз, «потряхивание». А в конце каждый сам для себя сделает выводы.

— В одном из интервью вы сказали, что вы актер скорее кино, чем театра. А есть ли роли, которые вы мечтаете сыграть?

— Во мне уже давно сидит Раскольников. Хочу сделать его по-своему и надеюсь, что когда-нибудь удастся. Ведь сама атмосфера Петербурга Достоевского, она чрезвычайно выразительна — хоть для в кино, хоть для театра. Но я первым делом представляю себе, конечно, кино о Раскольникове. Вот играю я того же Гамлета и часто задумываюсь, как же это было бы круто и стильно сделать в кино — фактура, костюмы, крупные планы, темнота…

— Вы сейчас снимаетесь в заглавной роли в сериале «Гоголь». Там взят какой-то конкретный период из жизни писателя?

— Нет, это, скорее, фантазия на тему. А вообще, мы делаем мистический триллер — такой мир Тима Бертона, только с Гоголем. Но получается классно; если бы я в школьные годы посмотрел такой сериал, то начал бы читать Гоголя запоем.

— Каково было работать над «Притяжением» Федора Бондарчука?

— Съемочная площадка Федора Сергеевича — это воплощение мечты; я себе именно так представлял идеальные съемки в кино, еще со студенческих времен.

В «Притяжение» мечтали попасть все: и актеры, и специалисты других цехов. Бондарчук очень тонко работает с артистами, чувствует их настроение.

После его появления на площадке все вдруг просыпались, откуда-то появлялось огромное количество сил и энергии, и каждый раз происходила какая-то магия.

— У вас есть какое-то отношение к своей роли в фильме?

— Роль получилась трудной, и мне это нравится. Она потребовала подготовки, тренировок, спортзала, читок, но в результате то, что я видел на озвучке, меня впечатлило. Изначально в сценарии мой персонаж был прописан гораздо проще, но потом стал живее.

— За счет чего?

— Простите, я не могу раскрывать сюжетные линии. Одним словом, такого я еще не делал.

— Обещаны некие принципиально новые для российского кино спецэффекты.

— Да! Они там что-то невероятное сделали — прорисовка, проработка, звуки. Созданием саунд-эффектов занимался голливудский специалист, который работал над «Районом №9». Он создал безумно интересную звуковую атмосферу, целый мир.

— А продолжение будет?

--Бондарчук официально на всю страну сказал, что будет. Я не знаю, как к этому относиться: со мной пока никаких разговоров о сиквеле не было. Но концепция второй части уже есть, и она разрабатывается, причем давно.

— Олег Меньшиков также снялся в «Притяжении». Насколько разные ощущения от работы с ним в театре и на съемочной площадке?

— Разницы не было, наоборот, чувствовалась своего рода связь, что мы из одного театра.

Субординация та же: даже если в кадре он коллега, я все равно понимаю, что передо мной мой худрук, человек-легенда.

При этом он очень прост в общении, иногда угощает меня чем-нибудь. В прошлый раз угостил сыром — я долго сидел на съемках «Притяжения» в Пскове, а он приехал из Москвы и привез с собой какой-то заморский сыр.