10 ноября в российский прокат выходит фильм «Любовь без правил» — эротическая комедия от автора народных хитов «Все будет хорошо» и «Ты у меня одна», режиссера Дмитрия Астрахана. Картина рассказывает о том, как мэр города Зареченска, объединившись с мужской частью населения, открывает «медицинский центр», а по сути — бордель, необходимый для того, чтобы их жены перестали сопротивляться исполнению супружеского долга. Прошлый фильм Астрахана — криминальная драма «Деточки» про малолетних мстителей имела некоторый общественный резонанс, но осталась без проката. «Газета.Ru» побеседовала с режиссером перед выходом картины «Любовь без правил» на нескольких сотнях экранов.
— Довольно неожиданно, что вы сняли эротическую комедию…
— Фильм «Деточки» получился тяжелым, после него хотелось снять что-то совсем другое. Мы с моим постоянным сценаристом Олегом Даниловым всегда стараемся делать что-то новое. Нам много раз предлагали сделать продолжение разных картин, наших: «Все будет хорошо», «Деточек» тех же нам предлагали продолжить, но так всегда жалко тратить на это жизнь… Когда Олег предложил сделать «Любовь без правил», я сразу согласился, потому что такого еще не делал. Там сразу был заявлен этот жанр — эротическая мелодрама, хотя на самом деле это такая лирическая история на тему отношений мужчины и женщины.
Ведь что такое семья? Это сделка. Женщина расплачивается и требует вознаграждений — я, как говорится, исполню свой долг, а ты, будь любезен, достигни и обеспечь.
А если не достиг, то и не имеешь права пользоваться услугами. Узаконенная проституция — как говорил в свое время Бальзак. В той или иной степени это происходит в каждой семье — ситуация для мужчины, мягко говоря, унизительная. Еще Пушкин писал в «Сказке о рыбаке и рыбке», что желания женщин неумолимо растут. Но с другой стороны, есть ведь любовь… Олег сумел посмотреть на семью, на взаимоотношения мужчины и женщины, под неожиданным углом. По духу этот фильм абсолютное продолжение фильма «Ты у меня одна» — сиквел практически, но в другом жанре.
— Ну да, только там у вас был классический любовный треугольник…
— А в этой картине третьей стороной, встающей между мужем и женой, является так называемый медицинский центр с соблазнительными красотками-медсестричками. И тут не один любовный треугольник. Тут участвует целый город мужчин и женщин.
— Когда выходили «Деточки», вы говорили, что даже не стали обращаться с такой картиной в Министерство культуры. Как так вышло, что на комедию про бордель государство все-таки дало вам денег?
— Нам нужны были деньги на фильм, и сначала нам их не дали. Но когда мы уже показали отснятый материал, то получили деньги на окончание проекта. Потому что на самом деле это картина о торжестве семейных ценностей. Много же разговоров о сохранении семьи — вот фильм об этом как раз.
У нас герой борется за семейные ценности и побеждает.
Самое сложное было найти верную интонацию, жанр. Вообще, мне мой учитель Александр Анатольевич Музиль сказал еще на втором курсе: «Все, что вы делаете, Дима, это на грани вкуса. И это опасная черта. Но только на этой грани можно делать что-то по-настоящему значимое». Если к ней даже не приближаться, значимого не будет. Мне поэтому так нравятся сценарии Олега Данилова — всегда очень острые, всегда на грани.
— Я помню, что вы после «Деточек» собирались продолжать линию социального кино. Был разговор про фильм «Чиновник», кажется. Что с ним сейчас?
— На самом деле, да, фильм «Чиновник» еще у нас в работе, мы его еще осмысляем. Он почти снят, там графика тяжелая. «Любовь без правил», на самом деле, тоже очень социальный фильм. Проблема сохранения семьи, может, даже важнее, чем тема чиновничества и коррупции. Семья — это же основа государства, а сейчас зашкаливающее количество разводов. Нам все время говорят про однополые браки, про то, что женщина должна быть абсолютно самостоятельной и самодостаточной.
Все наше информационное поле направлено на то, что семья как институт не нужна.
И я считаю, что наше государство должно обязательно поддерживать такие фильмы, как «Любовь без правил». Это кино я снял для того, чтобы люди не рушили то, что они создали, чтобы помочь им сохранить любовь, подсказать им, как это сделать. Если женщина хочет сохранить семью, пусть берет мужа в охапку и тащит на этот фильм. А молодежи, особенно девушкам, просто обязательно надо увидеть эту картину — вступить в брак и не совершать в дальнейшем многих ошибок.
— Давайте теперь вот про что поговорим. Вы же недавно ходили в «Дом-2». Как это случилось? Зачем вам это было нужно?
— Дело в том, что мы сейчас снимаем новую картину. Рабочее название «Игра», второе рабочее название — «Все хорошо», мы сейчас между ними выбираем. И там такая проблематика — правда разрушительна или созидательна? Все ли вообще надо знать, что о тебе говорят и думают, хочешь ли ты знать, что тебе изменила любимая или предал друг… И встает вопрос: нужно ли вообще знать правду? Или лучше никогда ее не знать? Вот не знаешь — и счастлив, понимаете? Вот я хочу знать, что я талантливый артист или что я плохой артист?
— Вы прекрасный артист, Дмитрий Хананович.
— Вот это вы хорошо сказали! Так и продолжайте! (Смеется.)
— По этому поводу я лично других мнений не слышал.
— Слава богу! Но вы понимаете, о чем я говорю. Наш фильм — это философская драма, психологический триллер. Олег написал сценарий так, как никогда до этого не писал. Другой стиль, другой способ построения конфликта, и я стараюсь снимать совершенно иначе. Так получилось, что нас поддержали люди, которые делают «Дом-2», и у меня появилась возможность туда пойти. Это было очень интересно — потому что я снимаю кино про то, как люди играют в жизни, а в этом шоу участники занимаются этим все время. Они играют в чувства, играют в любовь. Там очень много актерски одаренных ребят, которые таким образом реализуют свою потребность в игре. У меня в итоге в картине снялась Саша Харитонова — прекрасно сыграла! Другие тоже участвуют в небольших эпизодах
— А репутация «Дома-2» вас не смущала?
— Вы знаете, эту передачу смотрят более двадцати миллионов зрителей. Это факт. И мне интересен феномен популярности шоу, принцип создания которого — игра — во многом совпадает с тематикой фильма, который я снимаю.
— Вы сами «Дом-2» смотрите?
— Нет, но не из-за снобизма. Просто у меня шестеро детей, работа и я вообще телевизор регулярно не смотрю. А если смотрю, то кино — я вообще очень люблю смотреть кино.
— У вашей прошлой картины толком не было проката, но был резонанс, и многие удивились, что вы все еще снимаете. При этом вы же очень интенсивно работаете, но говорят о ваших фильмах куда меньше, чем в 90-х. Вы по-прежнему чувствуете, что вы народный режиссер, или как-то по-другому себя определяете?
— О «Деточках» говорили, писали очень много и до сих пор очень активно качают в интернете и обсуждают. Мое тщеславие точно удовлетворено. Вообще для нас, снимающих кино, такое счастье, что есть интернет! При мизерном количестве кинотеатров у нас — это спасение.
Слово «народный» — очень хороший термин. Народная песня, народный артист, народное кино… Но в последнее время это слово приобрело, к сожалению, другое значение — низкопробный, пошловатый, примитивный — для не очень образованных людей. Поэтому сегодня, когда говорят — народный режиссер, непонятно, радоваться ли. А вообще все очень просто. Есть хорошее кино и плохое, интересное и скучное... Я вам честно скажу, я себя чувствую режиссером, который снимает интересное, эмоциональное, высокоинтеллектуальное, элитарное кино. Кино, требующее интеллекта, кино, которое смотрят и пересматривают, кино, заставляющее думать, осмыслять. И это правда.