Есть на свете врачи, с которыми не станешь встречаться без общего наркоза, Стивен Стрэндж (Бенедикт Камбербатч) как раз из таких. Заносчивый, тщеславный, хамоватый, он трясется над коллекцией часов, а операции делает, приплясывая и играя с санитарами в «Угадай мелодию». При этом он гениальный нейрохирург, амбиции которого в один прекрасный день разбиваются вдребезги — в аварии на горном серпантине.
После десятка операций он по-прежнему не способен держать не то что скальпель, но даже авторучку. Влюбленная медсестра (Рейчел Макадамс) не выдержала окончательно испортившегося характера и ушла. Поиски решения проблемы в итоге приводят Стрэнджа в Катманду, где за одной из дверей его ждет Камар-Тадж — нечто среднее между Хогвартсом и религиозной сектой под руководством Старейшины (Тильда Суинтон). Здесь Стивена парой движений заставляют овладеть своим астральным телом и поверить не только в науку, но и в магию. Время не ждет — на пороге уже стоит злодей Кецилий (Мадс Миккельсен), угрожающий миру вечной тьмой.
Еще до выхода первого трейлера было понятно, что «Доктор Стрэндж» — самый важный кинопроект Marvel за последние несколько лет.
«Мстители» на втором круге себя несколько подисчерпали, а наблюдать за их драмами («Первый мститель: Противостояние») стало откровенно скучновато. С другой стороны, в очередной раз заявил о желании покинуть киновселенную Роберт Дауни-младший, а значит, Железному человеку (благодаря которому вся эта конструкция, вообще говоря, держится) нужна была экстренная замена. В том, что ей стал Бенедикт Камбербэтч, нет ничего особенно удивительного. Голливудская карьера актера сейчас развивается полным ходом — настолько интенсивно, что на продолжение «Шерлока» просто не хватает времени, и в ближайшее время уже каналу BBC придется придумывать новый телехит.
Впрочем, что касается Камбербэтча, то тут «Доктор Стрэндж» максимально предсказуем.
Для этой роли артист ел много протеинов и ходил в тренажерный зал, так что физически Бенедикт выглядит крепче, но в остальном все как обычно: надменный взгляд, кривая ухмылка, сквознячок презрения, продувающий каждое действие, и в то же время способность в нужные моменты быть почти трогательным. Примерно то же можно сказать и о Мадсе Миккельсене, который с чуть большими отступлениями играет в пределах опасной галантности своего Ганнибала Лектера из одноименного сериала. Среди актерских работ есть еще прекрасная Рейчел Макадамс (но ее очень мало) и Тильда Суинтон, которая удивляет в основном бритой под бильярдный шар головой.
Зато все остальное, кроме актерских работ, здесь совершенно завораживает. Собственно, уже «Эра Альтрона» производила впечатление, будто блокбастеры Marvel снимают не люди, а какие-то дико продвинутые роботы. В «Докторе Стрэндже» это ощущение утверждается окончательно — благо в околофэнтезийном мире совершенно не требуются намеки на актуальную политическую повестку, без которых «Мстители» уже не обходятся. Итак, уже первый же психоделический опыт главного героя поражает визионерской изобретательностью — «Доктор» по праву гордится своими спецэффектами и демонстрирует их так активно, что это лишний повод смотреть картину в кинозале с максимально большим экраном. Помимо фракталов с глазами, челюстями и щупальцами зрителей ждут и головокружительные погони по гнущемуся, как лист оригами, Нью-Йорку, и встреча с мировым злом по имени Дормамму (самая остроумная сцена фильма).
Помимо изобретательности «Стрэндж» претендует на некоторую философию, а с ней тут не очень. Несмотря на все остроумие, «Доктор» остается не больше чем комиксом, идеальной пищей для глаз, но, пожалуй, не более. Тягаться содержательно с «Матрицей» или «Началом» картине все-таки не стоит.
Или на главную роль стоило бы позвать Леонардо ДиКаприо, Киану Ривза или еще какого-нибудь киноактера, поскольку участие в фильме Камбербэтча вскрывает еще одну проблему. Дело в том, что отличные сериальные артисты далеко не всегда удачно выглядят на большом экране — тот же эффект случился в свое время, например, с Хью Лори, которому так и не удалось сделать себе карьеру в блокбастерах. Бенедикт — отличный драматический актер, но тем не менее есть ощущение, что, войди в кадр Дауни или Крис Хемсворт, внимание сразу же будет полностью приковано к ним. Впрочем, с исполнителем роли Тора (спойлер) это и происходит — после первых анимированных титров.