Столица Франции в этом году оказалась богата на природные аномалии. Сначала наводнение, смывшее недавно благоустроенную набережную Сены, а затем и 36-градусная жара. Передвигаться по городу, где температура воздуха равна температуре тела, сложно. В черте Парижа обустроили временный пляж со спасительным душем-аэрозолем, в кафе раздают веера, а всем, кто собирается выбраться из кондиционируемых помещений, настоятельно советуют надеть головной убор и пить побольше воды.
На фоне полуголых туристов еще заметнее обмундированные по самые уши военные с автоматами.
После недавних терактов в Ницце и Париже безопасность в стране была существенно усилена. В метро звучат такие непривычные для парижского уха, но такие знакомые уху московскому просьбы не трогать бесхозные предметы. А при входе в мало-мальски знаменитую туристическую достопримечательность либо на мероприятие необходимо пройти педантичный досмотр.
Несмотря на все это, фестиваль смог собрать, по предварительным оценкам, около 100 тыс. человек. Трехдневные абонементы были раскуплены за пару недель до начала мероприятия. Организаторы по всем возможным каналам просили гостей пользоваться солнцезащитным кремом, а еще лучше — находиться в тени. Впрочем, последняя просьба оказалась трудновыполнимой, хотя тенистых аллей парка Сен-Клу было в достатке. На пяти сценах фестиваля происходило столько всего интересного, что отсидеться под каштанами казалось кощунственным.
Соответствуя слогану фестиваля «Let's Dance», отсылающему к Дэвиду Боуи, на территории организовали отдельную площадку, где всех желающих обучали танцам. При этом если днем это мог быть свинг, то на закате уже можно было учить фирменные па MC Hammer'а, а с наступлением темноты — становиться грозой клубов Ибицы. Напротив не утихали вопли гостей павильона караоке — иногда, впрочем, довольно удачно попадавших в ноты «Богемской рапсодии». На одной из сцен Дэмиан Марли сдувал пыль с консервативного рэгги, показывая, как добавить свежести звучанию (спойлер: через сотрудничество с такими артистами, как Skrillex, Bruno Mars или Cypress Hill).
Но внимание большинства посетителей, конечно, было приковано к главной сцене, где одни инди-рокеры сменяли других.
Так, британцы с внезапно предательским названием Bastille отыграли, что называется, добротный сет. Не хуже выступили и Two Door Cinema Club. Кстати, недавно эти юнцы приезжали в Москву на фестиваль Park Live. Ребята заявляют, что их стиль называется «альтероника», а по факту — это идеальная музыка для бодрого утра перед насыщенным событиями днем.
И наконец, завершило первый фестивальный день долгожданное выступление The Last Shadow Puppets. Супергруппа (фронтмены — лидер The Arctic Мonkeys Алекс Тернер и Майлз Кейн, игравший в The Rascals) презентовала свой свежий альбом «Everything You've Come To Еxpect». До уровня первой пластинки он, пожалуй, не дотягивает, но попробуйте это объяснить толпе визжащих девиц. Шутка ли — сразу два прекрасных принца рифмуют любовь с кровью и помещают эти старые песни о главном в стильную ретрооболочку.
Второй день фестиваля то и дело заставлял почувствовать щемящую тоску по ушедшим временам. То Bring Мe The Horizon (с татуированным вокалистом, который все равно похож на пупса из бойз-бенда) своим металкором отправляли слушателей прямиком в 2009-й, то развеселые хиппи Edward Sharpe and The Magnetic Zeros провоцировали босиком уйти с Ясной Поляны поближе к Вудстоку с томиком Керуака под мышкой, то Papooz вызывали желание начесать афро покруче да отправиться на фанк-вечеринку. Отдельно хотелось бы посоветовать: окажетесь в Париже — ищите женщину, в смысле La Femme, невероятно приятный серф-сайкобилли-коллектив.
Хедлайнеры этого дня свое звание главных групп подтвердили, но не более того. Исландцы Sigur Ros, как и всегда, гипнотизировали своей эльфийской музыкой разгоряченную толпу, будто Снежная королева. Massive Attack вытащили на сцену Трики — и, зная склонность музыканта к внезапным загулам, даже удивительно, как им удалось его поймать в нужное время и в нужном месте.
Песен «Гражданской обороны», как пару лет назад, они не исполняли, зато выступили с бурным спичем на тему запрета буркини и жертв нападения на редакцию »Шарли Эбдо», заявив, впрочем, что музыка должна быть выше политики.
В качестве подтверждения они сыграли, по ощущениям, вообще все более или менее известные композиции со всех альбомов, сопроводив их впечатляющим световым шоу.
Главная сцена на третий день была отдана слегка отдающим нафталином, но все еще довольно бодрым рокерам. Поп-панки Sum41 натужно изображали, что жить, мол, нужно одним днем, и ратовали за типично панковское времяпрепровождение. Хотя наверняка у них за кулисами были спрятаны бутылочки не с виски, а со здоровым смузи из шпината. На инди-рокерах Editors толпа отплясывала как в последний раз, и это при том, что почти весь танцпол в это время был на солнцепеке.
На остальных сценах драйва было не меньше. Электронщикам Cassius присуждаем приз зрительских симпатий за крайне эффектную конструкцию на сцене в виде огромного вулкана с эквалайзером, но антиприз симпатий слушательских — за однообразие битов. Швед Майк Сноу со своими короткими, но яркими электропоп-песнями стал бы любимым артистом на любом сферическом хипстерском фестивале в вакууме. Aurora — французский ответ M.I.A. И Sia, и если продюсеры у нее хваткие, то мы об артистке еще не раз услышим. Chvrches и без того не раз бывали на хипстерских фестивалях, так что публика под них танцевала соответствующая, правда, всего с одним-двумя вейперами на всю площадку, слыханное ли дело!
Хотя формальными хедлайнерами третьего дня были заявлены Foals, больше всего людей собралось послушать Игги Попа — легенду при жизни, жизнь при легенде.
«Fucking bon soir!» — поприветствовал голый по пояс Игги гостей фестиваля.
И, как водится, начал скакать по сцене, будто дедуле уже не пора задуматься о больной спине и коленях. Начав сразу с козырей — «I Wanna Be Your Dog» и «Passenger», — Игги в компании Джоша Хомми из Queens of the Stone Age около полутора часов держал слушателей в напряжении, заставляя подпевать и отплясывать, невзирая на возраст, травмы и правила приличия. На Foals осталось поколение «молодых да ранних» — и это ровно половина толпы, что была на Игги. Остальные разбрелись по другим сценам или отправились по домам — приходить в себя после жарких танцев.