Фестиваль «Короче» проводится в Калининграде уже в четвертый раз и за это время успел обзавестись некоторыми традициями. Так, непременную красную дорожку предваряет выезд гостей и участников в кафедральный собор, где настроиться на нужный лад предлагается посредством короткого органного концерта и фуршета. Для Светланы Светличной, Данилы Козловского, Евгения Гришковца и других звездных и не очень гостей были исполнены мелодии из популярных кинофильмов — «17 мгновений весны», «Звездный путь: Бесконечность» и других. По словам постоянных посетителей «Короче», хронометраж выступления Хачатуряна с каждым годом немного укорачивается из соображений максимального комфорта публики, на сей раз оно составило примерно 20 минут.
Далее действо перенеслось к кинотеатру «Заря», на красную дорожку, где по количеству людей с фотоаппаратами и телефонами стало ясно, что «Короче» — действительно важнейшее событие в жизни города.
Когда все, кто должен был, под овации и вспышки прошли по красной дорожке, на сцену поднялся президент фестиваля, глава кинокомпании СТВ Сергей Сельянов в компании председателя жюри продюсера Игоря Толстунова. «Это чистое счастье, праздник любви, дружбы и кинематографа. Короткий, как выстрел», — резюмировал происходящее Сельянов. Продюсер порадовался продолжению жизни фестиваля и напомнил, что в этом году Минкульт РФ поддержал 26 дебютных работ. «Это следующая ступень, следующий трамплин», — напутствовал участников «Короче» продюсер. Толстунов был более краток.
Сам Павел Семенович на премьеру не приехал, а представил картину продюсер Дмитрий Рудовский, сообщивший, что путь к зрителю фильм начнет с двух крайних точек РФ — из Калининграда и Владивостока.
Калининградская премьера вызвала живую реакцию публики. Люди в зале смеялись, в середине несколько человек вышли из середины ряда со словами «За что же так с Пушкиным». Собственно, фильм Лунгина — ремикс пушкинской новеллы, оперы Петра Чайковского (их сюжеты, как известно, несколько отличаются) и мотивов из прошлых фильмов режиссера. Здесь есть, например, диковатый азиатский финал с игрой в русскую рулетку, напоминающий одновременно «Луна-парк» и «Тринадцать» Гелы Баблуани. Есть постоянный музыкальный мотив, объединяющий «Даму пик» с «Линией жизни» и «Дирижером». Есть, наконец, страсти, метания и одержимость «Царя» и «Такси-блюз».
Упаковано все это в сюжет о вернувшейся в Россию оперной диве Софии Майер (Ксения Раппопорт), которая решает поставить в Музыкальном театре имени Станиславского и Немировича-Данченко «Пиковую даму».
На роль Лизы она берет дочь своей погубленной когда-то подруги, а Германа мечтает спеть бойфренд Лизы Андрей (Иван Янковский), который подрабатывает тем, что взрывает голосом лампочки на потеху армянским бандитам. Сама София, соответственно, собирается петь Графиню, а заодно — из соображения творческой достоверности — свести с ума исполнителей главных партий, повторив в их компании перипетии оперы.
Лунгин работал над «Дамой пик» четыре года, сценарий был написан оскаровским лауреатом Дэвидом Сайдлером («Король говорит!»), а на главную роль вроде бы одно время собирались взять какую-нибудь иностранную звезду. В результате картина несет отпечаток некоторой фантазийности. Москва здесь даже не плавильный котел народов и культур, а калейдоскоп стилей и пороков: казино, загородные замки, репетиционные залы, напоминающие хипстерские студии. То же можно сказать и о тексте сценария, который, кажется, органичней смотрелся бы в исполнении иностранных артистов в силу особенностей драматургии.
С другой стороны, работы Раппопорт и Игоря Миркурбанова (который сыграл давнего воздыхателя Майер) абсолютно завораживают. Раппопорт, освоившаяся в статусе международной артхаусной дивы, с явным наслаждением взялась за образ роковой красавицы, а Миркурбанов, блистающий на театральных подмостках, до обидного мало снимается в кино — и как видно, зря. При таком втором плане первый, на котором располагается Янковский, несколько меркнет. На его сольных сценах красивый кадр начинает сыпаться, а в голову лезут давно ставшие общим местом неприятные мысли —
мол, вот так Лунгин из Парижа (где проводит большую часть своего времени) представляет Россию.
Что же касается фестиваля «Короче», то он продлится до вечера 21 августа. За это время жюри в составе Толстунова, Козловского, Ренаты Литвиновой, Джаника Файзиева (которым в последний момент заменили Валерия Тодоровского), кинокритика Ирины Любарской и главреда «Кинопоиска» Михаила Клочкова предстоит отсмотреть 141 конкурсную картину.