Гарри Поттер и хорошие отзывы

Критики высоко оценили спектакль «Гарри Поттер и Проклятое дитя»

Manuel Harlan/The Guardian
Магия без компьютерных эффектов, чернокожая Гермиона, младшее поколение Поттеров и Малфоев и путешествия во времени — спектакль «Гарри Поттер и Проклятое дитя» заслужил высокие оценки критиков.

Просьба о неразглашении

Когда в июне в лондонском театре Palace стартовали предварительные показы спектакля «Гарри Поттер и Проклятое дитя», мало кто сомневался, что малейшие детали сюжета вскоре станут всеобщим достоянием. Эта постановка была создана при участии автора всей поттерианы Джоан Роулинг и официально объявлена восьмой частью книжной франшизы, то есть включена в так называемый канон — те события приключений юного волшебника Гарри Поттера, которые написала писательница лично.

Незадолго до начала показов она в специально выпущенном видеоролике попросила будущих зрителей хранить молчание и не выдавать каких-либо сюжетных поворотов,

запустив в соцсети хештег #KeepTheSecrets.

Сохранить секрет, разумеется, не удалось (сюжет постановки был опубликован не раз и даже раскритикован фанатским сообществом), но, видимо, влияние Роулинг на своих фанатов было недооценено. Зрители, которые за прошедший месяц пришли в 1,3-тысячный зал театра посмотреть на очередное волшебство, отзывались о спектакле исключительно восторженно и никаких секретов чаще всего не выдавали (как, например, Эмма Уотсон). Те же, кому не повезло приобрести билет ($170 за штуку), в основном предпочитали дождаться издания текста пьесы (выйдет отдельным изданием 31 июля) и уже тогда составить собственное мнение.

О «Проклятом дитя»

Пьесу написал писатель и сценарист Джек Торн (при активном участии Роулинг), а поставил ее театральный режиссер и обладатель премии «Тони» Джон Тиффани.

События в спектакле начинаются сразу после завершения эпилога седьмой книги Роулинг, где герои поттерианы — Гарри (Джейми Паркер) и Джинни (Поппи Миллер) Поттеры, Рон Уизли (Пол Торнли) и Гермиона Грейнджер (чернокожая актриса Нома Думезвени, чей кастинг вызвал наибольшие споры среди фанатов), а также Драко Малфой (Алекс Прайс) с женой (в пьесе она не появляется) — провожают своих детей в Хогвартс. Первая сцена почти в точности повторяет книжный эпизод: младший сын Поттеров Альбус (Сэм Клемметт) волнуется, на какой факультет он попадет,

а Гарри ему отвечает, что это не имеет никакого значения.

Собственно, распределение Альбуса было одной из главных загадок, на которую должно было ответить «Проклятое дитя», и удивительно, что про это так никто и не рассказал. Кроме того, оставалось загадкой, кто будет тем самым «проклятым дитем» — по разным версиям, это мог быть как Альбус, так и Скорпиус Малфой (Энтони Бойл), которые вроде бы стали друзьями. Еще обещаны путешествия во времени (с помощью хроноворотов) и новый взгляд на события четвертого тома («Гарри Поттер и Кубок огня»).

Что сказали критики

До официальной премьеры осталось несколько дней (в субботу, 30 июля, в театре пройдет специальное гала-представление со звездными гостями и красной дорожкой), и, судя по первым профессиональным отзывам на спектакль, «Проклятое дитя» оказалось удачным опытом. В вышедших рецензиях можно найти некоторые детали сюжета «Проклятого дитя», но в основном авторы говорят совсем не о сюжете.

Критиков, в принципе, можно понять — вряд ли их можно назвать горячими поклонниками франшизы в целом и Роулинг в частности, и о спектакле они судят по совсем другим признакам.

Обозреватель Time Тео Босанк отмечает, что «Проклятое дитя» очень хорошо подходит именно для театральной сцены, хотя в нем присутствуют визуализация заклинаний, полеты и даже трансформация.

«Но они решены с помощью старой школы сценической постановки, а не через цифровые эффекты», — отмечает он.

С ним согласен и Лесли Фелперин из THR:

«Оказалось, что театральная среда более подходит для этого материала, чем фильм, потому в театре магические трюки выглядят на самом деле волшебно».

Практически все рецензенты отметили декорации, выстроенные в стиле викторианской готики и в лучших традициях британского театра, предназначенные прежде всего для того, чтобы рассказать историю.

В целом критики отзываются о спектакле очень хорошо. «Проклятое дитя» получило пять звезд от обозревателей The Independent, The Evening Standard, The Stage и портала WhatsOnStage.com. Майкл Биллингтон из The Guardian поставил пьесе четыре звезды, но заключил, что после просмотра начал понимать, как становятся фанатами Гарри Поттера.

Кастинг также не вызвал никаких нареканий — даже чернокожая Гермиона («авторитарная», как описали ее в The Guardian) удостоилась похвал. Впрочем, по общему мнению критиков, успех спектакля был обеспечен двумя молодыми актерами, сыгравшими детей Поттеров и Малфоев.

Что дальше

Удачный спектакль, конечно, может быть экранизирован, но Джоан Роулинг давно высказывалась против этой идеи — она тоже уверена, что «Проклятое дитя» предназначено только для театра. Это, впрочем, не помешало студии Warner Bros, которая снимала все восемь фильмов о Гарри Поттере (а сейчас готовит к выпуску еще одну картину из этой вселенной — «Фантастические твари и где они обитают», первую часть новой трилогии), зарегистрировать одноименную торговую марку — видимо, в надежде на то, что писательница передумает.

Попасть на спектакль сейчас возможно лишь чудом — билеты на него распроданы полностью вплоть до мая 2017 года, когда прокат этой постановки в Лондоне завершится. Но в будущем он наверняка переедет на Бродвей, как часто случалось с удачными английскими премьерами (например, с «Кошками» Эндрю Ллойда Уэббера), так что шанс посмотреть «Проклятое дитя» будет у каждого желающего.

Ну и остается книга — то есть «Гарри Поттер и Проклятое дитя».

В Британии она уже возглавила списки бестселлеров, хотя выйдет 31 июля, в день рождения главного героя всей франшизы; в следующем году обещают выпустить коллекционное издание. О выходе этого формата в России пока неизвестно, а вот само «Проклятое дитя» у нас выйдет в ноябре 2016-го.