Юный Хэнк (Пол Дано) собирается покончить с собой, поскольку зарос бородой и утратил всякую надежду на спасение с необитаемого острова. Однако, взобравшись на табуретку и в последний раз решив посмотреть на океан, он видит, что на берег выбросило тело (Дэниел Рэдклифф). Воспользовавшись трупом в качестве плота, Хэнк вскоре обнаруживает, что труп, во-первых, не вполне мертв и отзывается на имя Мэнни, а во-вторых, имеет массу полезных свойств на манер знаменитых швейцарских ножей.
Премьера картины «Человек – швейцарский нож» состоялась на фестивале «Сандэнс» и вызвала двоякую реакцию. В первые минуты, пока тело повзрослевшего Гарри Поттера слепо таращилось в небо и испускало газы, зрители вереницей выходили из зала с проклятиями, но те, кто пересилил себя (включая критиков), полюбили картину всей душой. Проект этот изначально выглядел настолько странно и дико, что сразу привлекал к себе внимание.
Два дебютанта — Дэн Кван и Дэниел Шайнерт, безумный сюжет и две звезды в главных ролях, которые непонятно каким образом вообще согласились на эту авантюру.
С последним пунктом, впрочем, проще всего. Дано — восходящая звезда независимого кино с лицом силиконового пупса и образцовой карьерой. У него на счету такие картины, как «Нефть» Пола Томаса Андерсона и «Маленькая мисс Счастье», а в прошлом году он, в частности, блеснул в «Молодости» Паоло Соррентино, где в какой-то момент перевоплотился в Гитлера. Что касается Рэдклиффа, то он в лишних представлениях не нуждается и уже не первый год пытается вырваться из привычного амплуа всеми возможными методами. «Человек – швейцарский нож» в этом смысле едва ли не самая удачная из этих попыток.
Что же до фильма, то если несколько абстрагироваться от физиологии, которой тут уделено немало внимания, то сюжет о путешествии с мертвецом не то чтобы очень нов в современном кинематографе.
Джармушевскому «Мертвецу» и «Стране приливов» Терри Гиллиама «Человек – швейцарский нож» наследует по прямой — вплоть до цитат разной степени осознанности. Однако назвать этот фильм сознательной провокацией или формальным упражнением все же не выйдет. Прежде всего потому, что это штучная, ручная работа, которых среди выходящих в широкий прокат фильмов очень немного.
Кван и Шайнерт не только придумали эффектную завязку, но и продумали каждую деталь антуража, каждую мизансцену и ракурс.
Сцены, в которых герои ползут по бревнышку над пропастью или устраивают вечеринку, наверняка останутся в памяти зрителей, как и реплики живого трупа Мэнни в духе «Окей, что такое жизнь?».
«Человек – швейцарский нож» постоянно обманывает зрительские ожидания. Из психоделического роуд-муви превращается в ромком. Потом в молодежную комедию с шутками про мастурбацию. Потом в триллер. Потом в психодраму. И все это на фоне того факта, что над происходящим естественным образом витает тревожный дух зомби-хоррора. Лавируя между жанрами, авторы постоянно ходят по краю, и наблюдать за этой драматургической эквилибристикой почти так же увлекательно, как за попытками героев выжить (и ожить) в дикой природе. Ближе к финалу картина делает совсем опасный рывок на территорию инди-мелодрамы, и кажется, что вывернуться уже не получится, однако и здесь случается чудо, заставляющее публику в зале выдохнуть с облегчением.
Фильм в прокате с 30 июня. Билеты — в Рамблер-Касссе