Народный артист
<4>Победа Джамалы была воспринята на Украине почти как триумф. Президент Петр Порошенко поблагодарил певицу от имени страны — через твиттер, а экс-премьер Арсений Яценюк поздравил ее через фейсбук.
«Блестящая и заслуженная победа! Впечатляющая сила таланта и безграничная глубина песни. Украина побеждает и будет побеждать, Крым будет украинским!» — написал он.
Чуть позже последовало и официальное признание — украинское министерство культуры присвоило Джамале звание народной артистки страны.
Министр культуры Евгений Нищук в соцсети назвал это звание небольшим комплиментом от государства и символической, но приятной благодарностью. Правда, потом он этот пост удалил.
Но власти Украины за прошедший после победы певицы день больше интересовал конкурс следующего года — вернее, его проведение. Хотя опыт с организацией такого мероприятия уже имеется.
Опыт есть
Украина уже принимала «Евровидение» в 2005 году — на предыдущем конкурсе, проходившем в Стамбуле, победила Руслана с песней «Wild Dances». Между двумя конкурсами Украина пережила «оранжевую революцию» — серию митингов и протестов против победы во втором туре президентских выборов Виктора Януковича. Под давлением митингующих было проведено переголосование, и в итоге главой страны стал Виктор Ющенко.
Отменять «Евровидение» или переносить его куда-либо никто не стал, и конкурс состоялся, как и было запланировано.
Он проходил в Киеве, на сцене местного Дворца спорта, представлять Украину отправилась группа «Гринджолы» с песней на украинском языке «Разом нас багато» — одним из символов протеста против нечестных выборов, — которая заняла 19-е место. От России выступала Наталья Подольская (с композицией «Nobody Hurt No One»), но ее участие обернулось скромным 15-м местом.
А победила тогда певица из Греции Елена Папаризу, спевшая пророческую песню «My Number One».
Где проводить и на что
Сейчас, конечно, рано говорить о том, где именно пройдет «Евровидение-2017», поручение начать подготовку к конкурсу украинская делегация получила от Европейского вещательного союза буквально в воскресенье. Правда, это не помешало мэру Киева Виталию Кличко заявить, что вверенный ему город к конкурсу подготовится «достойно».
«Киев во второй раз будет принимать «Евровидение», и мы сделаем все, чтобы осуществить необходимую подготовку и провести конкурс на самом высоком уровне», — заявил Кличко.
Он добавил, что городские власти сделают все возможное для размещения участников и гостей конкурса и для обеспечения их безопасности и удобства. По мнению мэра, возможной площадкой для проведения конкурса может стать спорткомплекс «Олимпийский».
Но оказалось, что есть и другие варианты, мэр Одессы Геннадий Труханов предложил уже свой город как место проведения «Евровидения-2017». Также услуги своих городов предложили главы администраций Львова и Днепропетровска.
Время для выбора, впрочем, у украинских организаторов еще есть. Например, Швеция назвала место проведения «Евровидения-2015» только в июле.
Правда, от идеи провести конкурс в Крыму украинские власти, кажется, отказались. Во всяком случае, с февраля, когда с такой идеей выступил глава украинского Института национальной памяти Владимир Вятрович — по его мнению, в случае победы Джамалы «Евровидение-2017» надо было провести в Севастополе. Замгубернатора Севастополя Александр Решетников ответил тогда в том духе, что произойдет это только в том случае, если на «Евровидении» победит российский исполнитель.
Джамала после своей победы сказала, что ей очень хотелось бы, чтобы конкурс прошел в Крыму, но выразила сомнение, что за год эта проблема будет решена.
С деньгами вроде тоже трудностей не ожидается. Во всяком случае, как заявила советник министра инфраструктуры Яника Мерило в своем фейсбуке, средства на это мероприятие страна найдет, хотя вряд ли Украина сможет вложить в «Евровидение» $64 млн, как Азербайджан в 2012-м. По словам Мерило, ориентиром послужат более скромные шоу типа эстонского в 2002-м (€8 млн), шведского в 2013-м или датского в 2014-м (по €15 млн). Она заметила, что плата стран за участие, поддержка основателей и прибыль от продажи билетов может покрыть порядка 75% расходов, а остальное добавят спонсоры.
Невъездные певцы
Впрочем, это не единственные проблемы, которые будут требовать решения к следующему конкурсу. Сложные отношения между Украиной и Россией вряд ли нормализуются к следующему маю, и украинские политики поспешили напомнить о существовании черных списков артистов, которым въезд в их страну запрещен. Об этом радиостанции «Говорит Москва» рассказал депутат Верховной рады Антон Геращенко.
Список лиц, которые создают угрозу национальной безопасности Украины, был составлен в 2015 году, он несколько раз расширялся, и в него в основном включены российские артисты — например,
Иосиф Кобзон, Николай Расторгуев, Валерия, Юлия Чичерина, Стас Пьеха, Олег Газманов, Григорий Лепс.
Геращенко отметил, что в «Евровидении-2017» смогут принять участие только те музыканты из России, которые «понимают, что захват Крыма и оккупация части Донбасса — это было преступление».
«Поэтому если на конкурс «Евровидение» в Украине российский народ изберет певца или певицу, которые не высказываются в поддержку агрессивной политики России, не оскорбляют национальное достоинство Украины, то я не вижу никаких к этому препятствий», — сказал депутат.
Означает ли это, что украинские власти решили утверждать итоги российского национального отбора, Геращенко не уточнил.
Правда, пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков сказал, комментируя заявление украинского депутата, что Украине придется следовать правилам отбора участников на конкурс, которые едины для всех стран.
«Евровидение» — это международный конкурс, и принимающая сторона должна следовать правилам «Евровидения». Все остальное — это их компетенция», — приводит ТАСС слова Пескова.
Немного политики
Сразу после победы Джамалы российские пользователи социальных сетей обвинили конкурс в чрезмерной политизации. По их мнению, судьи из профессиональных жюри многих стран Европы сознательно выставили Сергею Лазареву низкую оценку и лишили его заслуженной победы — после этой части подведения итогов российский участник занимал только пятое место, а в топ-3 он попал благодаря тому, что стал лидером голосования зрителей, опередив Джамалу почти на 40 баллов (361 против 323).
Впрочем, и сам певец после завершения конкурса признался, что политические игры во время «Евровидения-2016» были утомительными и отнимали больше сил, чем процесс репетиций и подготовки номера. Но для зрителей конкурса, смотревших его по телевизору, эта часть «Евровидения-2016» осталась, так сказать, за кадром.
В Кремле комментировать результаты «Евровидения-2016» не стали — Дмитрий Песков заявил, что этот вопрос не входит в компетенцию президента.
Все воскресенье пользователи соцсетей развлекались, придумывая, кого из российских исполнителей можно будет послать на Украину в следующем году. Самым популярным вариантом стала группа «Ленинград» и ее бессменный лидер Сергей Шнур Шнуров. Эту идею поддержал и вице-премьер России Дмитрий Рогозин. «На следующее «Евровидение» отправим Шнурова. Победить не победит, но кое-куда всех их пошлет», — написал он.
На эту запись Шнуров отреагировал в свойственной ему манере,
написав в своем блоге в Instagram: «Дожили. Выходит так, что из 140 миллионов граждан, даже просто <...> послать может только один. Об этом пишет в своем твиттере вице-премьер ядерной державы».
К самим просьбам отправиться на «Евровидение» на Украину музыкант отнесся значительно мягче. «Мы живем в сказке. Здесь свои правила. <...> Жажда сказочной правды диктует многочисленные обращения ко мне с просьбой отправиться на ненавистное Евровидение в жуткое Европейское царство. Вполне себе сказочный сюжет. Русский народ, как сказочный герой, обращается к Шнуру, как нечистой силе низшего порядка, чтобы вместе победить абсолютное сказочное зло в его сказочном логове, которое показало нам волшебное зеркальце», — написал он, сопроводив запись хештегом #мутныйум.
Издержки голосования
<8>Что касается голосования, то в этом году впервые отдельно назывались оценки жюри и зрителей, которые могли выставить десяти конкурсантам от 1 до 12 баллов. Раньше выставлялись некие средние значения, которые могли замаскировать как симпатии профессиональных судей, так и предпочтения телезрителей.
В результате, по мнению жюри, должна была победить певица из Австралии Дэми Им (320 очков), Джамалу они поставили на второе место (211), а на третье — певца из Франции Амира (148).
Но зрители изменили этот расклад почти до неузнаваемости — Джамала выиграла (323 от зрителей и 534 всего), австралийка стала второй (191 от зрителей и 511 всего), а Лазарев — третьим. Франция вообще откатилась на шестое место (зрители сделали Амира только девятым), а самой впечатляющей, пожалуй, оказалась разница между профессиональным и зрительским голосованием у польского певца Михала Шпака — жюри дало ему меньше всех баллов, а от зрителей он получил третье по величине количество очков (и в итоге стал восьмым).
Любопытно, что профессиональные жюри России и Украины не дали ни одного балла украинской певице и российскому певцу соответственно, а вот от зрителей с Украины Лазарев получил 12 очков, а Джамала от россиян — десять.
Новая схема голосования вызвала не то что критику — просто таких различий оценок между жюри и зрителями не ожидал, кажется, никто, хотя они имели место всегда, но были замаскированы теми самыми общими баллами от страны.
«Я не знаю, как принимать этот результат — как поражение или как победу. Наша песня — во всех чартах. Главное — за нас проголосовали телезрители», — приводит ТАСС слова Филиппа Киркорова, продюсера Лазарева и одного из авторов его песни.
Организаторам, впрочем, драматичный финал «Евровидения-2016» понравился.
«Такая концовка — я не мог бы сам выдумать чего-то лучшего! — приводит ТАСС слова главного продюсера шоу Кристера Бьеркмана. — Как например, с Польшей, у которой было 7 баллов, а потом она так поднялась вверх. Или сидеть полчаса и быть уверенным, что победит Австралия, а потом этого не происходит. С точки зрения драмы — лучше и быть не могло».
Разница между баллами жюри и зрителей, по мнению Бьеркмана, появляется из-за того, что профессионалы оценивают номера совсем по-другому.
«Зритель видит внешнюю сторону номера, который может быть зрелищным и красивым, в то же время в нем не всегда все хорошо», — отметил продюсер. Он добавил, что в результате новой системы оценок получается очень хороший баланс между оценками жюри и зрителей.