Картина в первый же день проката собрала 160 млн руб., а завершила первый уикенд с полумиллиардом, сдвинув с первого места мультфильм «Иван- царевич и Серый Волк – 3». «Газета.Ru» решила поподробнее рассказать о картине, у которой есть все шансы получить призы в главных номинациях на грядущей церемонии вручения «Оскара».
Начало позапрошлого века. Следопыт Хью Гласс (Леонардо Ди Каприо) много лет прожил с индейцами пауни, выучил их язык, обзавелся женой и сыном Хоуком. Во время нападения новых хозяев американского континента Хоук получил ожоги, а супруга Хью погибла. Теперь он вместе с сыном служит в отряде охотников за пушниной под руководством майора Эндрю Генри (Донал Глисон). Однажды, отправившись на разведку, Гласс едва не гибнет от когтей медведицы гризли. Товарищи, понимая, что тащить на себе умирающего нецелесообразно, оставляют с Глассом и Хоуком двух добровольцев — Джона Фицджеральда (Том Харди) и Джима Бриджера (Уилл Поултер), чтобы они дождались смерти Хью и похоронили его по-человечески. Ушлый Фицджеральд, прождав пять дней, убивает Хоука, а Гласса сталкивает в неглубокую из-за промерзшей земли могилу, не предполагая, что жажда мести может вытащить человека даже с того света.
История Хью Гласса — одна из самых потрясающих легенд времен освоения Нового Света, и даже странно, что экранизации она удостоилась только сейчас.
Оскаровский лауреат Алехандро Иньярриту, впрочем, обставил первое появление Гласса на экране максимально эффектно и дорого. Эпизоды «Выжившего» снимались в хронологическом порядке (что увеличило бюджет на $7 млн), а все без исключения члены съемочной группы на собственном опыте испытали, что значит зимой оказаться в сосновом бору на американском Северо-Западе. Некоторым повезло больше — Ди Каприо и великому оператору Эммануэлю Любецки («Бердмен»), скажем, пришлось по-настоящему нырять в ледяную реку. Собственно, промокампания фильма в значительной степени выстроена как раз вокруг того, кто и что себе отморозил во имя искусства и как тяжко пришлось кинематографистам на съемках в целом.
Результат уже шокировал американских киноакадемиков — они нервно выбегали из зала на сценах скальпирования и схватки героя с медведем, которую иные даже приняли за изнасилование.
В этом смысле «Выживший», конечно, поразительный случай того, насколько близко новогодний блокбастер может подобраться к жанру пыточного порно. Иньярриту действительно снял не исторический триллер, а кровавый и предельно физиологичный аттракцион. Пробитая стрелой голова, лошадиные внутренности крупным планом, жуткие раны от медвежьих когтей — на всякого зрителя здесь найдется свой раздражитель. Режиссер не столько знакомит зрителя с удивительным сюжетом, сколько настойчиво предлагает ему проверить себя — если не в прямой схватке с дикой природой, то в способности внимательно за ней наблюдать. При этом Иньярриту берет зрителя измором: за два с половиной часа непрерывного эмоционального прессинга сдастся даже самый бесчувственный — прием, конечно, жульнический, но неизменно рабочий.
К сожалению, судя по всему, этот кровавый луна-парк— в значительной мере плод воображения режиссера и автора легшего в основу фильма романа Майкла Панке. История Гласса была ими существенно переиначена — видимо, из соображений драматургии. Реальность же, как это часто бывает, куда как фантастичней вымысла. В частности, у Гласса вроде бы не было никакого сына, но самое невероятное — пролежав двое суток в могиле, он выбрался оттуда, ведомый не романтической жаждой мести, а только лишь почти сверхъестественной живучестью. В смысле физиологизма, кстати, в действительности все тоже было несколько круче: проделав путь в 300 км, Гласс вышел к людям, несмотря на то что в его глубоких незаживающих ранах уже некоторое время копошились белые трупные черви. Видимо, Иньярриту понимал, что если экранизировать все это, то картина может вообще не выйти в прокат.
Однако при некотором знакомстве с исторической основой возникает стойкое ощущение, что с постановкой куда лучше справился бы автор «Агирре» и «Зеленой кобры» Вернер Херцог, который как никто умеет показывать на экране, на что может быть способен по-настоящему отчаянный человек.
С другой стороны, в процессе просмотра думать обо всем этом совершенно не выходит. Иньярриту не только берет измором, но и постоянно путает карты, ссылаясь одновременно на эзотерические пейзажи Тарковского и джармушевского «Мертвеца»; философствования Терренса Малика и обреченную созерцательность «Последних дней» Гаса Ван Сента. Ди Каприо с блеском играет не столько Гласса (на которого он, честно говоря, не похож ничем, кроме бороды), а себя в предлагаемых обстоятельствах: из-за перебитой медведем трахеи его герой почти лишен способности говорить, но нет сомнений, что страх, гнев, боль и исступление в его глазах — самые настоящие.
За эту роль Лео прочат «Оскар», и вполне справедливо: более цельной и мощной личности он не играл уже много лет.
Наконец, во время экшен-сцен камера мечется между кричащими и режущими глотки людьми бесплотным духом, вызывая приступы адреналиновых мурашек. Эммануэль Любецки почти весь фильм снимает так, будто играет в видеоигру, добиваясь от зрителя полного эффекта присутствия без всяких 3D-очков. Разумеется, «Выживший» не из тех фильмов, после которых на душе становится легко и хорошо. Иньярриту на сей раз вновь напомнил, что прежде всего он блестящий манипулятор, не слишком заинтересованный в содержательной части своей работы. Но, с другой стороны, в эпоху, когда кино воспринимается прежде всего как аттракцион, путешествие ползком по зимнему лесу под прицелами индейских луков — точно не худший вариант.