Тим, Гоша, Цыпа, Жук – парни из одного двора, находящиеся в том возрасте, когда школа уже закончилась, а взрослая жизнь пока не началась. Из занятий — «путяга», боксерская груша и праздное фланирование по району. Жизненная неопределенность толкает героев на кривую дорожку – знакомый милиционер предлагает перегнать куда-то за МКАД микроавтобус, груженный ворованными телефонами.
По ходу авантюры герои, разумеется, наломают немало дров, запустив цепь событий, которые заставят их усложнить собственные отношения с российским законодательством.
В рамках промокампании «Закона каменных джунглей» звучали сравнения с «Бригадой», усиленные громким слоганом «Сериал про гангстеров во времена хипстеров». Эта формулировка, конечно, выполняет скорее завлекательную роль – гангстерской сагой по итогам первых трех серий тут не пахнет. Если искать какие-то аналогии, то на ум приходят скорее британские «Молокососы» («Skins») и «Плохие» («Misfits»). Причем скорее «ЗКД» близок именно ко второму примеру – картине про команду гопников, обнаруживших в себе паранормальные способности. Российские подростки обходятся без мистических талантов, но с точки зрения общей атмосферы
новый сериал ТНТ погружает зрителя не столько в реальную жизнь рабочих окраин, сколько в ловко придуманную фантазийную Москву.
Оно, по правде сказать, и к лучшему. Лихие 90-е уже отрефлексированы «Бумером» и той же «Бригадой», а ТНТ последними проектами («Деффчонки», «Чернобыль: Зона отчуждения», «Физрук») работает, прежде всего, с молодежной аудиторией. «ЗКД» в этом ряду – серьезный шаг вперед. Уже по ярким, сделанным под комикс титрам понятно, что авторы почувствовали стиль и готовы расширять его границы. В этом главный плюс нового сериала — на все еще непривычном свободном дыхании, позволяющем жонглировать аллюзиями и жанрами, сорокаминутные серии пролетают почти незаметно. С каждой следующей «ЗКД» разгоняется все интенсивнее.
В ход идут уже не только отсылки к «Бумеру» (знаменитый шнуровский рингтон) и «Криминальному чтиву», но и жанровая эквилибристика с прыжками из пролога условной гангстерской драмы про шпану в комедию абсурда с отпиливанием батареи в районном ОВД.
Разумеется, авторы (прежде всего, видимо, сценарист «Чернобыля» и «Глухаря» Илья Куликов) не всегда могут контролировать эйфорию, вызванную открывшимися возможностями. Во-первых, местами в кадр напихано столько интересных и ярких деталей, что за ними немного теряется действие. Во-вторых, хлесткая заявка (гангстерский сериал про подростков) совершенно задавила необходимость хотя бы вкратце описать внекадровую жизнь персонажей, придать им немного объема. С другой стороны, Гаю Ричи и Квентину Тарантино, в сторону которых кивают создатели «ЗКД», такие претензии предъявлять язык ни у кого не повернется, так что эту оплошность можно списать на законы жанра.
Тем более что главным в сериале все равно остается то самое особое настроение, присущее лучшим школьным и просто молодежным сериалам.
В пору юности жизнь каждого подростка, разумеется, становится опасней — в том числе и потому, что перед этой опасностью еще нет четкого и обоснованного страха.
На этом почти комиксовом бесстрашии и выстроена по крайней мере первая часть «Закона каменных джунглей». Со временем героям, вероятно, придется наконец столкнуться с реальной жизнью и сделать несколько более важный выбор, чем давать ли взятку милиционеру. Тем интересней, какими средствами это будет воплощено на экране.