Постановка оперы «Тангейзер» в Новосибирском государственном академическом театре оперы и балета вызвала нешуточный скандал. Мировой суд Центрального района Новосибирска приступил к рассмотрению административного дела в отношении директора театра Бориса Мездрича в связи с постановкой оперы Вагнера «Тангейзер». Дело было возбуждено прокуратурой Новосибирска по обращению местной епархии, обвинившей авторов постановки по статье «Умышленное публичное осквернение религиозной или богослужебной литературы, предметов религиозного почитания, знаков или эмблем мировоззренческой символики и атрибутики либо их порча или уничтожение». Ранее обращение митрополита Новосибирского и Бердского Тихона поддержали сотни новосибирцев, вышедших на митинг против постановки.
Поводом для разбирательства стало прочтение, которое придумал для постановки Кулябин: действие перенесено в современную эпоху, а Тангейзер превращен из рыцаря в режиссера, снимающего фильм «Грот Венеры».
Собственно, причиной скандала стал сюжет картины, рассказывающей о «потерянных днях Христа», якобы проведенных им в плотских наслаждениях в гроте Венеры, а также афиша этого фильма, на которой Христос расположен между ног обнаженной женщины. Первые показы прошли в конце декабря 2014 года; подробнее о спектакле можно прочесть в репортаже «Газеты.Ru», написавшей о нем одной из первых.
В центре внимания представителей церкви постановка оказалась только в феврале.
13 февраля митрополит Новосибирский и Бердский Тихон обратился к властями региона с просьбой принять меры против постановки оперы Рихарда Вагнера «Тангейзер» в Новосибирском театре оперы и балета.
«Я написал письма и губернатору, и в законодательное собрание, и прокурору, но ответов не получил. Прошло уже около месяца. Я там говорил только о соблюдении законодательства. Мы не эксперты и не собираемся говорить, хорошо это или плохо, мы только говорим о соблюдении прав верующих. Есть права, и их надо соблюдать», — цитировало иерея агентство РИА «Новости». — «Верующие люди возмущены. Те, кто посмотрел постановку, пишут письма, звонят по телефону и просят как-то посодействовать соблюдению закона».
Позднее владыка Тихон высказал намерение дойти до Генпрокуратуры в своем разбирательстве с театром.
И действительно, одним обращением к властям субъекта Федерации епархия не ограничилась: СК начал в отношении постановки доследственную проверку и вызвал режиссера на беседу, а прокуратура передала дело в суд. 4 марта на беседу в Следственный комитет отправился директор театра Борис Мездрич. Ранее он предлагал служителям культа сесть за стол переговоров. При этом официальные представители театра заявили, что «намерены отстаивать свою профессиональную позицию и художественную политику в рамках действующего законодательства». Спектакль, подчеркивали в пресс-службе, получил высокую оценку профессионального сообщества и был включен в текущий репертуар.
При этом умеренную, но вполне определенную позицию высказал минкульт Новосибирской области. Глава этого ведомства Василий Кузин заявил агентству РБК, что у него «не возникло впечатления, что в спектакле осквернены религиозные предметы и символы или оскорблены чувства верующих», и хотя вызывающие элементы в постановке Тимофея Кулябина встречаются, «они вписаны в художественное целое спектакля». В самой фабуле спектакля есть «некоторая назидательность и поучительность», считает Кузин. Прокуратура обратилась к Кузину с просьбой разобрать постановку на экспертном совете при руководимом им министерстве, но тот ответил отказом — подобная экспертиза не является уставной деятельностью совета. Тем не менее новосибирский министр культуры пообещал запросить профессиональные мнения у театральных критиков.
Министр добавил, что обеспокоен нарастанием ненависти в регионе, а попытки решить конфликт мирно пока не привели ни к каким впечатляющим результатам.
Представители театральной общественности стали высказывать свое мнение безо всяких просьб. В защиту спектакля высказался руководитель МХТ им. Чехова Олег Табаков. «Я не видел спектакля, впрочем, как и те, кто пожаловался на него в прокуратуру. Но сам факт возбуждения уголовного дела по поводу художественного произведения, каким бы спорным и неоднозначным оно ни было, не может не вызвать тревогу», — заявил он.
Худрук МХТ отметил, что художник имеет право на заблуждение, и именно в этом заблуждении состоит смысл творчества.
«Нельзя бить искусство по рукам. Нельзя грозить уголовными статьями за спектакли, книги, картины, музыку. Отсюда один шаг до сжигания книг на кострах. Свобода творчества — такая же абсолютная ценность, как и свобода вероисповедания», — подчеркнул Табаков, назвавший происходящее вокруг спектакля «травлей».
К общественной дискуссии призвал глава Государственного театра наций Евгений Миронов, отнестись с уважением к праву художника на творческую свободу потребовали в своих обращениях руководитель Союза театральных деятелей Александр Калягин и руководитель Гильдии режиссеров этого союза, руководитель Александринского театра Валерий Фокин.
Нашлись и те, кто посчитал нужным высказать ровно противоположную точку зрения.
«Вера — это самая сокровенная часть жизни человека, и допускать кощунство по отношению к ней значит плевать в вечность, идти против самого святого, самого сокровенного — против Бога», — приводит «Интерфакс» слова актера и режиссера Николая Бурляева. По его мнению, общество не должно «оставлять без внимания оскорбление чувств верующих со стороны деятелей культуры». При этом собеседник агентства не уверен, что в таких случаях стоит прибегать именно к судебному преследованию.
Николай Бурляев входит в рабочую группу по театру Общественного совета при Минкульте — вместе с продюсером Игорем Угольниковым, главой Цирка на Вернадского Эдгардом Запашным, главным редактором «Литературной газеты» Юрием Поляковым, а также Александром Калягиным, Николаем Цискридзе, генеральным директором Большого театра Владимиром Уриным и другими. В среду 4 марта министр культуры РФ Владимир Мединский обратился к ним с просьбой «внести ясность» в ситуацию вокруг спектакля. «Министр также просит привлечь к обсуждению проблемы представителей Русской православной церкви», - цитирует «Интерфакс» сообщение пресс-службы ведомства.
Тем временем новосибирская прокуратура предоставила суду экспертное заключение, доктора богословия протоиерея Бориса Пивоварова. При этом, как сообщили «Известия», государственные обвинители вызвали повесткой петербуржца Олега Головко, автор декораций и художника-постановщика «Тангейзера».
Отметим, что пример новосибирской епархии оказался заразительным. Священник Владимир Андриянов из Ижевска обратился к главе Республики Удмуртия по поводу оскорбления религиозных чувств в спектакле «Метель» Русского драматического театра, поставленном известным театральным и кинорежиссером Василием Сигаревым. Священнослужителю показался недопустимым образ священника-пьяницы, выведенный в спектакле, а также гипертрофированный наперсный крест в костюме актера, исполняющего эту роль. Андриянов потребовал официальных извинений руководства театра, режиссера и министерства культуры за постановку в СМИ и на сайте театра и министерства культуры, а также прекращения использования православной символики в спектакле.
«Спектакль востребованный. Если по одному, по двум письмам сейчас мы будем снимать спектакли — извините, у нас в репертуаре ничего не останется. У нас нет такого спектакля, и нигде нет, в репертуаре ни одного театра в мире, чтобы стопроцентно всем все понравилось», — заявил министр.