Совет да совет

Госсовет вместе с Советом по культуре и Путиным обсудили в Кремле и утвердили российскую культполитику

Игорь Карев
Писатель может жить за границей, а не в тюрьме, изоляция — не наш путь, а к предупреждениям о развале страны будут прислушиваться — Владимир Путин утвердил «Основы государственной культурной политики» на совместном заседании Госсовета и Совета по культуре.

«Основы» приняты, впереди стратегия

С такой помпой культуру в России, кажется, еще ни разу не обсуждали: 24 декабря под председательством президента Владимира Путина в Кремле в среду прошло совместное заседание Госсовета и президентского Совета по культуре.

Руководству Госдумы и Совета Федерации, и губернаторам (входят в Госсовет), и самым авторитетным деятелям отечественной культуры (они составляют Совет по культуре) Путин объявил, что утвердил документ под названием «Основы государственной культурной политики», который с весны 2014 года разрабатывала рабочая группа во главе с руководителем администрации президента Сергеем Ивановым.

«В них [«Основах»] отражено отношение к культуре как к миссии, как к общественному благу и историческому наследию, как к системе ценностей и нравственных идеалов», — сказал президент.

Он добавил, что для дальнейшей работы необходимо разработать стратегию государственной культурной политики, в которой должны быть отражены перевод системы управления культурой в новое качество (создание ответственной за культуру надведомственной структуры предусмотрено утвержденным документом), совершенствование законодательства и подготовка квалифицированных кадров для руководства культурой, а также создание условий для государственно-частного партнерства и меценатства.

При этом, заявил президент, главное — «не закопаться в бумагах», а уделить внимание реальным культурным проектам.

«А то «Основа», стратегия – и будем с вами вечно писать и писать», — сказал Путин.

Регионы, добавил президент, уже сейчас должны руководствоваться положениями принятых «Основ» и принимать активное участие в разработке стратегии.

Примечательно, что по темпам разработки «Основы» уступают только некоторым думским инициативам.

Первый вариант появился в апреле, в мае он был вынесен на общественное обсуждение; за следующие полгода рабочая группа собиралась трижды, рассматривая предложенные поправки, и уже в начале декабря была готова представить его президенту.

Подобную спешку можно объяснить только явной конкуренцией — одновременно с «Основами» Минкультуры и думский комитет по культуре разрабатывали по версии базового закона «О культуре».

Ответственный секретарь рабочей группы Иванова, советник президента по культуре Владимир Толстой несколько раз призывал подождать с законом до утверждения «Основ» — чтобы было на что опираться при его разработке.

Правда, он так и не был услышан — и вариант комитета, в который вошли некоторые положения минкультовского проекта, был внесен в Госдуму. Тем не менее «Основы» были приняты — и совсем обойти их существование молчанием авторам думского законопроекта не удастся.

Кстати, внедрять «Основы» предполагается долго — первые результаты должны появиться только через пять лет, а в полную силу они должны заработать только лет через пятнадцать.

Два камня в огород Минкультуры

В самом начале создания «Основ» гневную реакцию культурной общественности вызвал предложенный Минкультуры вариант документа, который так и не был принят, хотя отдельные его положения использованы для итоговой версии. Так, был отвергнут тезис о самодостаточности российской культуры «Россия — не Европа и не Азия» — и именно о нем напомнил президент.

«В ходе обсуждения «Основ» были решительно отвергнуты призывы к культурной самоизоляции, — сказал Путин во вступительном слове. — В этой связи хочу подчеркнуть: Россия была и, безусловно, будет неотъемлемой частью мировой цивилизации».

Он добавил, что российскую многонациональную культуру всегда отличали открытость и дружелюбие. «Она всегда чутко откликалась на мировые тенденции в искусстве и сама обогащала и во многом формировала эти мировые тенденции», — сказал президент, порекомендовав «не забывать расширять свое культурное влияние в мире».

Еще один болезненный вопрос также поднял сам президент, коснувшись «чувствительной темы» свободы творчества и напомнив, что право на такую свободу гарантируется Конституцией.

«Никто, никакая власть не имеет права диктовать художнику, писателю, режиссеру да, собственно говоря, любому человеку свою волю и свои представления о том, что и как должны делать творчески одаренные люди, — заявил Путин.

— Часто они видят по-новому, по-своему. И то, что считалось когда-то неприемлемым, сегодня считается образцом... И к этой особенности опережать время надо относиться бережно и с уважением».

Этот тезис, мягко говоря, находится в некотором противоречии с тезисом «Пусть цветут все цветы, а поливать мы будем те, которые нам нравятся», не единожды высказанным министром культуры Владимиром Мединским. И не единожды воплощенным в жизнь — как, например, в случае с резким отказом в финансировании крупнейшему российскому фестивалю документального кино «Артдокфест» в виду «антигосударственных» высказываний его основателя режиссера Виталия Манского (признан в РФ иностранным агентом).

Жириновский и «Муму»

«Коллеги из Госдумы всегда выступают ярко», — покачал головой Путин, закрывая заседание. Относилось это, правда, только к лидеру ЛДПР Владимиру Жириновскому — он выступал одним из последних. На фоне его эмоциональной речи потерялись и принятое предложение Валерия Гергиева о совмещении конкурса им. Чайковского и празднования юбилея композитора (в 2015-м исполнится 175 лет со дня его рождения), и рассказы Мединского о технических чудесах, с помощью которых в регионах будут доступны культурные постановки Москвы и Петербурга, а также победные реляции о вводе бесплатного посещения музеев для детей.

Вообще, в своих выступлениях члены двух советов говорили о чем угодно, кроме собственно «Основ» — видимо, посчитав обсуждение уже утвержденного документа совершенно излишним.

Но выступление Жириновского завело обсуждение в такие дебри, выйти из которых не смог никто.

Лидер ЛДПР напомнил о законопроекте по защите русского языка, внесенном его фракцией, — в нем предлагалось ввести наказание за употребление иностранных слов. Потом он посетовал на отсутствие современных пьес и подарил драматургам сюжет, в котором Чичиков скупает акции предприятий-банкротов. Еще он возмутился устаревшей трактовкой тургеневской «Муму» — и предложил осовременить и это произведение, взяв на роль барыни Евгению Васильеву (фигурантка дела «Оборонсервиса». — «Газета.Ru»), а на роль дворника — гастарбайтера из Средней Азии.

Особый восторг у собравшихся вызвало предложение сажать писателей, чтобы вырастить будущих литературных гениев — по мнению Жириновского, именно так выделился Достоевский.

«Историю искусств и культур вырабатывает либо тюрьма или сексуальные меньшинства. Мы и то и то не используем сегодня!» — пожаловался политик.

Спикер Госдумы Сергей Нарышкин спорить со своим думским коллегой по всем вопросам не стал, но напомнил ему, что лучше сеять, чем сажать.

Не поддержал Жирновского и Путин, которому тот вручил свою брошюрку о русском языке. Но их общение имело и другие последствия: полушутливое обсуждение происхождения слова «талант» спрятало за собой серьезное заявление Путина о том, что нужно избегать идеологизации истории и культуры.

«Мы должны беспристрастно исследовать темные моменты нашей истории, чтобы ничто не мешало нам идти вперед» — сказал президент, напомнив о том, что и Солженицын, и Тургенев много времени жили за рубежом.

«И в этом нет ничего плохого. Солженицын хотел сохранить страну, предупреждал о возможном развале, но мы не обратили вовремя внимания на его слова — и не сохранили», — подвел итог заседанию Путин.