Мажор меняет профессию

На Первом канале стартует криминальный сериал «Мажор»

Игорь Карев
Первый канал начинает показ криминального сериала «Мажор», в котором сын олигарха идет работать в полицию, чтобы узнать, что жизнь много сложнее времяпровождения в ночных клубах, а деньги решают не все.

Игорь Соколовский (Павел Прилучный) проводит время жизни за распитием спиртных напитков в ночных клубах, употреблением запрещенных психоактивных препаратов и в последующих гонках по беспечному городу наперегонки со своим приятелем Стасом (Никита Панфилов). Одна из таких гонок заканчивается столкновением с полицейскими, дракой и задержанием дебоширов — с очевидной перспективой длительного казенного отдыха. Но у Игоря есть всесильный отец-олигарх, который договорится с кем надо и занесет сколько надо в нужное место. Правда, терпение у отца не бесконечное, и этот случай — вкупе с развязным поведением только что счастливо избежавшего отсидки отпрыска — становится последней каплей.

У Игоря в срочном порядке изымаются все средства к роскошному существованию, а сам он отправляется работать.

Трудотерапию мальчик-мажор будет проходить оперативником в том самом отделе, с сотрудниками которого у него и случился конфликт. Нового коллегу Даниил (Денис Шведов) и Евгений (Александр Обласов) принимают неласково, добавляя пару царапин на лицо, а начальник отдела капитан Виктория (Карина Разумовская) по умолчанию относится к назначенному сверху подчиненному неприязненно. Игорь получает первое задание —

расследование уличной кражи сумочки, которое предполагает близкое знакомство с содержимым мусорных баков и местными наркоманами.

На Первом канале начинается показ 12-серийного криминального фильма «Мажор» — несколько наивная попытка режиссера Константина Статского (многосерийный «Агент особого назначения» и военная драма «Привет от «катюши»») и продюсера Александра Цекало отправить современного российского «принца» в страну «нищих».

Лучшие сцены первых серий сняты в ночном клубе, где еще не перевоспитанный герой Прилучного неплохо изображает пресыщенного жизнью представителя младшего поколения новой русской элиты. Но уже быстрое путешествие Игоря-мажора в самую суть народа выглядит как минимум неестественным, а его попытки, надев на себя форму, вести себя как обычно (то есть развязно, нагло и самодовольно) отдают слишком явной театральщиной.

Главного героя авторы сериала, кажется, выбирали с расчетом на то, чтобы он вызывал раздражение или даже ненависть.

Но его поведение себя полностью оправдывает.

Порученные новоявленному полицейскому преступления раскрываются сами собой, а ему и напрягаться особо не надо. Не нужно проводить утомительных опросов свидетелей, учиться ковыряться в мусоре и общаться с настоящими (а не из ночного клуба) наркоторговцами. Достаточно получить пару раз по голове, поругаться со старыми друзьями-подругами, не пожелавшими встать на путь исправления, да сходить к начальству — доложить о завершении расследования.

В романе Марка Твена принц, попав в новые обстоятельства, ради спасения жизни отказывается от прежних привычек. Положительные герои в похожих сюжетах, наоборот, меняют обстоятельства под себя; так поступали и Тарзан с Крокодилом Данди, и Арнольд Шварценеггер в роли близнеца Дэни Де Вито.

Игорь-мажор сам меняться не собирается, а обстоятельства слишком благоволят к нему, чтобы с ними что-то делать.

Ему, конечно, приходится менять свои взгляды на жизнь, но происходит это не постепенно, к чему располагает формат сериала, а рывками, в моменты стресса — когда, например, гибнет в автомобильной аварии девятилетняя девочка. Но старые привычки дают о себе знать, и

потерянную сумочку мажор находит не скучными полицейскими приемами вроде опроса свидетелей, а с помощью техник, впервые опробованных в тюрьме Абу-Грейб.

«Мажор» очень близок по духу еще одному недавнему российскому сериалу — ромкому «Учителя», который вышел на том же Первом к первому сентября. Речь там шла, напомним, о столичном шоумене, который в прямом эфире неуважительно высказался о депутатах, лишился работы и решил пересидеть тяжелые времена в провинциальной школе. Даже находясь в опале, этот герой купается в обожании поклонников, и ему тоже незачем менять свое отношение к жизни — если только ради любви. Правда, при всем самодовольстве, он — своего рода пролетариат, наемный рабочий, которому нечего терять, кроме своих цепей.

У героя «Мажора» ситуация обратная — кое-чего он лишается прямо в первых сериях. И если авторы сериала помогут ему расстаться со всеми остальными приметами его происхождения, то «Мажор» окажется не самой плохой реинкарнацией «Улиц разбитых фонарей» или «Убойного отдела». Оперативники честно делают свою работу (если опять же забыть о том, каким образом главный герой оказался в их рядах), они симпатичны и приемлемо харизматичны,

а преступления таковы, что иногда позволяют зрителю опередить полицейских в умозаключениях.

В принципе, можно даже представить, что через какое-то время Игорь будет ходить на работу в длинном пальто, накинет на шею шарф и начнет откликаться на кличку «Казанова».