Те, кто привык держаться либеральных взглядов и верить в общественный прогресс, после победы Трампа пребывают буквально на грани отчаяния. Однако подобная реакция вряд ли может считаться эффективной.
На самом деле мы пока очень плохо знаем, кто и почему проголосовал за Трампа.
Публицисты проигравшей стороны в сердцах сыплют обвинения в адрес спонтанно сконструированного образа «молодых белых мужчин», малообразованных и невоспитанных «реднеков», живущих на Среднем Западе, не желающих расстаться со своими сексистскими повадками и предрассудками в отношении людей с иным цветом кожи.
При этом совершенно очевидно, что за Трампа голосовал не один лишь «ку-клукс-клан». Круг его избирателей гораздо шире, не говоря уж о том, что за сексиста-Трампа отдали свои голоса многие женщины, в том числе достаточно эмансипированные. Гендерная тема, как и права меньшинств, в некоторых случаях могла отступить на фоне более острых проблем с введением новых налогов и потерей рабочих мест.
За республиканского кандидата, по всей видимости, проголосовали и многие из тех, кто традиционно выбирал демократов. Не вполне ясно, каким образом в конечном итоге распределились симпатии сторонников левого демократа Берни Сандерса, есть основания полагать, что не все его голоса достались Клинтон. Латиноамериканцы и афроамериканцы тем временем не откликнулись в должной мере на массированную пропаганду демократов в собственный адрес, многие из них остались равнодушными к «проблеме Трампа».
Еще один способ описать избирателей Трампа — это люди, недовольные глобализацией. Вернее сказать, недовольные тем, как эта глобализация затронула их лично.
Можно, конечно, продолжать навешивать на этих людей обидные ярлыки, обвиняя их в срыве мирового прогресса (кажется, похожим образом большевики шельмовали кулачество как «отсталый класс», ставя задачу его полного уничтожения). Однако раз уж мы сами называем себя либералами, сторонниками свободы и демократии, подобная реакция с нашей стороны выглядит по меньшей мере странно.
По крайней мере в Америке никому не придет в голову идея объявить кого-нибудь «быдлом» и на этом основании лишить права голоса, отстранив от участия в политической жизни целый социальный слой. Наоборот, если послушать речь избранного президента США, произнесенную сразу по итогам ночи подсчета голосов, то видно, что сам Трамп говорит о необходимости объединения с теми, кто на этих выборах проиграл, чтобы вместе работать во имя «величия Америки».
В его речи нет ничего ни про «пятую колонну», ни про «не нравится, уезжайте из страны», как это стало принято в России.
Зато Трамп, и это после столь жесткой кампании, высказал слова благодарности Клинтон и поздравления ее команде за упорную и интересную борьбу.
Но вернемся к тем, кто проголосовал за «позор Америки», как сами американские либералы называют будущего хозяина Белого дома. Если допустить, что проблемная группа известна и это так называемый «нижний средний класс», недовольный своим положением, почему бы не попробовать с этими людьми работать? Для начала просто их услышать.
Это ведь не какие-то варвары в самом деле. Самые обычные, вполне современные люди, которые, используя лексику Трампа, недовольны тем, что наверху их попросту забыли. Этим «забытым» людям адресовал свою кампанию новый президент Америки, и он выиграл.
Почему они чувствуют себя забытыми?
Телевизор ежедневно сообщает им, что мировая экономика и экономика их страны продолжает расти. Но доходы этих людей стоят на месте. В силу необъяснимых для себя обстоятельств они теряют работу, а вместе с ней и смысл жизни. Они же привыкли много работать!
Родной город из-за сворачивания производства медленно превращается в руины. Приезжающие и заселяющие заброшенные бедные кварталы иммигранты вызывают раздражение не столько своим внешним видом и поведением, сколько тем, что занимают оставшиеся свободные рабочие места. Так что 50-летнему главе семейства, отцу троих детей, некуда больше устроиться слесарем. Вся оставшаяся жизнь – прозябание на велфере.
Он грубиян? Плохо образован? Может быть. Но он человек, он гражданин, он хочет работы и достоинства. Он не против свободы. Будучи американцем, он в этой свободе вырос. Он, кстати, не то чтобы сильно против геев. Но, как бы деликатнее выразиться, жизнь имеет его совершенно по другому поводу.
Да, он не любит лощеных болтунов в твидовых пиджаках на экране, но не это главное, мало ли кто кого не любит.
Он категорически против того, чтобы ему высокомерно врали, как это привык делать существующий политический истеблишмент.
Вместо выхода из сложившегося тупика ему предлагают позаботиться о меньшинствах. А о нем, об этом забытом человеке «с руками» в полном расцвете сил, кто-нибудь хоть раз позаботится? И речь ведь не о выплатах по пособиям.
Послушайте, что говорит Трамп своим избирателям в день избрания: «Теперь нам предстоит много работы». Он говорит, что это лишь начало долгого и трудного пути, что Америке предстоит много дел, что нужно реконструировать дома, мосты и прочую инфраструктуру.
Интересно, кстати, сколько процентов голосов набрал бы у нас в России такой вот популист, который обещал бы своим избирателям много трудной работы?
Пока, чтобы получить российское подавляющее большинство, достаточно сказать: «Выплаты будут в прежнем объеме».
Но это уже совсем другая история успеха, отличная от американской.
Меж тем победа антиглобалиста-Трампа успела стать глобальным событием, оказывающим влияние на весь остальной мир. И это влияние, конечно же, скорее негативное. Победа правых сил в отдельных странах Европы, Brexit, а теперь и американские выборы — все это выстраивается как звенья общей нарастающей проблемы. Это вызов, на который у либералов, к сожалению, пока нет ответа, кроме слез и шельмования противников.
Будет ли найден адекватный ответ? Не в последнюю очередь от этого зависит наше общее будущее. Возможно, для начала нужно перестать заламывать руки и кричать самим. А начать слушать окружающих. В первую очередь тех, кто по тем или иным причинам больше не хочет голосовать за либеральных кандидатов.