Казалось, после кормления граждан великой страны блинами с лопаты (привет родоначальнику традиции Ставрополю) этот, мягко говоря, русофобский жанр праздничных мероприятий должен был сойти на нет. Но он, напротив, расцветает на глазах.
Только за последний месяц: в Стерлитамаке жители устроили давку за бесплатным мороженым ко Дню города; в Набережных Челнах опять почему-то с лопаты кормили людей «самой большой в истории России» шарлоткой; в Якутске граждане слопали торт, который пекли для детей-сирот, но сироты к раздаче не успели; в Воронеже с боем пробивались за кусками гигантского пряника, испеченного к 430-летию города...
Не отстает и Москва. В начале сентября в рамках фестиваля «Спасская башня» на Красной площади приготовили в кузове самосвала 20 тонн 100 килограммов греческого салата.
По словам организаторов, побили рекорд Книги Гиннесcа. По свидетельствам очевидцев, чуть не побили самих организаторов при раздаче еды.
Газета «Метро» написала, что попробовать салат из самосвала пришло несколько сотен человек и быстро началась давка: «Толпа проголодавшихся москвичей снесла заграждение. Люди хватали пустые пластиковые контейнеры и недоумевали: «Где салат?», «А салат будет?» Не найдя на Васильевском спуске обещанного угощения, горожане уходили домой ни с чем. А некоторые в качестве компенсации за разочарование срывали со столов скатерти, приклеенные скотчем, и забирали их с собой».
Репортеры «Комсомольской правды» рисуют картину повеселее: «После регистрации рекорда салат самым забавным способом оказался на тарелках участников и зрителей. В кузов залезли три парня, полностью обмотанные целлофаном. У них в руках были лопаты (опять эти лопаты! — Автор), в ведра они загружали салат и спускали вниз. Помидоры и маслины падали на брусчатку. Жирное масло организаторы обещали отмыть... «Берите столько, сколько сможете унести», — говорили зрителям волонтеры. И никто не скромничал, горы греческого салата исчезали на глазах...»
В общем, неплохо повеселились. Особенно поели.
И, казалось бы, все довольны. Город провел масштабный фестиваль, пиарщики обеспечили массовость, пообещав бесплатное угощение, народ на халяву закусил салатиком. Никого при этом даже не задавили. Плюс рекорд Книги Гиннесса установлен. Но меня почему-то не оставляет мысль, что добром это кормление народа с лопаты не кончится.
Организаторы подобных увеселений — от чиновников до пиарщиков — могут, конечно, ничего не знать про печально знаменитую Ходынку, где в давке за царскими пряниками погибли почти 1500 человек, но устраивают массовые мероприятия точно по тем же лекалам. Как будто специально пробуждая в людях самые темные инстинкты: урвать кусок, оттолкнув ближнего, потерять чувство собственного достоинства в драке за ложку салата из ковша экскаватора, наплевать на брезгливость при виде халявного блина, поднесенного на совковой лопате.
Причем если в давке за царскими подарками 120 лет назад гибли совсем уж нищие и неграмотные, то
что сегодня побуждает вполне образованных и, судя по фотографиям, прилично одетых граждан со смартфонами в руках рваться к ограде за пайкой дешевой еды?
Мне почему-то важно это понять. Может, тогда и многое другое про нас будет понятно.
Первое объяснение — тяга людей к халяве. Дело святое для всех наций и народов. Даже найденная на дороге мелкая монетка греет душу. Но если за этой монеткой надо бежать в толпе соперников или ползти на коленях по грязи (скажем, монетка закатилась куда подальше), то какие уж тут приятные эмоции от неожиданного бонуса. Так что халява халяве рознь.
Второе объяснение — эффект толпы: все побежали, и я побежал. Почему, зачем — и сам не пойму... Вроде и не голодный был. Потом, когда салат прожевал, даже как-то неудобно стало — веду себя как дикарь. Тоже бывает. Как говорят психологи, «человек в толпе воспринимает и ведет себя принципиально иначе, чем тот же самый человек отдельно, выйдя из толпы…»
Третье объяснение — жажда справедливости, которую многие граждане родом из СССР так часто путают с уравниловкой. Почему этому дали и этому дали, а мне не дали?
Мне это, может, и не нужно, и греческий салат я не особо люблю, но где справедливость?
Знакомый в фейсбуке, тоже пытающийся понять феномен этой давки за бесплатным куском, рассказал такую историю. В 2013 году одна сеть быстрого питания совместно с департаментом культуры Москвы решила порадовать жителей столицы на Масленицу.
«Всего за неделю мы объехали девять дворов в самых разных округах. Департамент культуры организовывал культурную программу, а наша фирма — блины, — вспоминает он. — Блины пекли прямо на месте и раздавали бесплатно всем желающим. В очереди была постоянно какая-то ругань: мол, вас здесь не стояло и т.д., но самое ужасное — это местные бабульки, которые прорывались вперед и, расталкивая детей, требовали — не просили, а требовали — двадцать блинов без очереди для совета ветеранов или срочно три блина для инвалидов, которые не могут спуститься во двор.
Были и молодые папаши, которые приходили разбираться, почему их чадо съело один блин, а соседские, пристроившись по третьему кругу, слопали три. И требовали еще два своему.
Я пытался объяснить, что у нас праздник для пришедших во двор детей, что у нас нет ни физической, не материальной возможности обеспечить блинами всех обездоленных района, что мы не можем уследить, кто сколько раз стал в очередь, и в порядке живой очереди печем блины для всех пришедших.
В ответ сыпались угрозы, что на нас пожалуются в полицию, префекту, местным бандитам, которые научат справедливости, и т.д. Вот так добрый по задумке проект превратился в тихий ужас».
Кажется, больше эта сеть подобных праздников не проводила. А вот устроители различных городских мероприятий, включая столицу, почему-то этот формат очень полюбили. Приравняв давку и ругань толпы к массовому энтузиазму. И не очень задумываясь о том, что подобный формат унижает чувство собственного достоинства человека. Было бы что унижать, скажете, — ну да, не без этого, конечно. И все же не стоило бы ставить людей, пришедших повеселиться, в такие скотские условия.
Видео, как кидают в толпу сосиски в Тюмени или выбрасывают колбасу из самолета в Пензе, набирают сотни тысяч просмотров в России и мире. Комментарии к ним настолько уничижительны для российских граждан, что стыдно их цитировать.
Конечно, глупо делать из подобных отдельных сюжетов глобальные выводы: дескать, этот народ в гробу видел европейский путь развития, если им и столовые приборы не нужны, вполне достаточно лопаты или ведра… Не всем, слава богу, далеко не всем... Но вопрос, куда исчезает энтузиазм масс, когда речь заходит о действительно важных вещах, остается.
Ну вот почему люди готовы жертвовать своим здоровьем, давясь в толпе за куском подгорелого блина, но при этом ленятся выйти, например, на разрешенный митинг против законов Яровой, который грозит завтра вынуть из их карманов десятки тысяч рублей?
Или почему они готовы ехать куда-то в поле, где обещают выкинуть им на голову колбасу, но ленятся дойти до избирательного участка? Может, потому, что кусок блина или круг колбасы — это реальная, осязаемая, пусть и маленькая выгода здесь и сейчас, а борьба против вредного для кошелька закона или за приличных людей в парламенте — дело долгое, муторное и, скорее всего, провальное. Граждане у нас, как и власть, не стратеги, а тактики. Сегодня оторвал, а что завтра будет — завтра и подумаем.
Так что пойду-ка я лучше за греческим салатом на Красную площадь схожу, если свежей демократии в страну пока не завезли.